Сквозь предмет роскоши

Выпускник Мархи Роман Поляков не прогадал, занявшись производством витражей. Количество заказчиков растет на 15–20% в год
С. Портер

Мне казалось, что быть директором – приятно и почетно. Сидишь себе за столом и поругиваешь подчиненных. Поэтому я и создал свою компанию», – смеется генеральный директор «Лаборатории дизайна» Роман Поляков. В 2000 г., вложив $20 000, он запустил производство витражей. В 2006 г. оборот «Лаборатории дизайна» составил около $1 млн.

Обзвон архитекторов

Окончив Мархи, Поляков работал дизайнером, художником и оформителем в нескольких компаниях одновременно. Его последняя должность в качестве наемного сотрудника – креативный директор в витражной компании. В 2000 г. Поляков взял в долг $20 000, из которых $15 000 потратил на аренду производственного помещения, оборудование и зарплату двум мастерам. «Я обзвонил знакомых архитекторов, рассказал о своей деятельности и начал получать первые заказы, – вспоминает Поляков. – Первое время мы едва сводили концы с концами. На нормальный уровень рентабельности компания вышла лишь через полгода, после первого крупного заказа на изготовление 100 кв. м витража для строящегося торгово-развлекательного центра».

«С «Лабораторией дизайна» мы постоянно сотрудничаем с момента основания компании», – говорит главный архитектор компании «Арт-департмент» Инесса Белоусова.

Самолет в стекле

Корпоративный клиент для «Лаборатории дизайна» – скорее исключение, чем правило. 99% заказчиков витражей – клиенты частные. «Это люди, у которых много домов, квартир, яхт, перед ними не стоит выбор, что купить – витраж или «мерседес», – делится Поляков. Еще несколько лет назад клиенты высказывали странные пожелания. «Отставной военный однажды заказал витраж с изображением самолета МиГ-29, был заказ с логотипом «феррари» и изображениями этого автомобиля, был заказ на пуленепробиваемый витраж», – вспоминает Поляков. «Заказывают корабли, самолеты, а однажды даже попросили выполнить в цветном стекле портрет любимого персидского кота с настоящим металлическим колокольчиком», – поддерживает коллегу главный художник витражной мастерской «АРЦ-мастер» Елена Тимофеева. «В последнее время странных заказов стало меньше, да и рынок этот сделался более цивилизованным и белым. Клиенты все чаще предпочитают безналичный расчет. Если бы мне семь лет назад сказали, что я буду добровольно платить такие налоги, я бы не поверил», – смеется Поляков.

Арифметика желаний

Сейчас годовой оборот «Лаборатории дизайна» приближается к $1 млн. «Витраж – это предмет роскоши», – подчеркивает Поляков. Средняя стоимость 1 кв. м роскоши – 40 000 руб., что для богатой Москвы – не предел. Так, в «Студии витража Светланы Михайловой» 1 кв. м витража стоит 1500 евро, а в «АРЦ-мастере» – до $10 000. «Такого соотношения цена/качество, как у «Лаборатории дизайна», и такой скорости выполнения заказов нет ни у кого. Я считаю, что это лучшая компания на витражном рынке», – говорит директор архитектурного бюро «Феоктистов и Ко» Максим Феоктистов.

«На изготовление 1 кв. м витража уходит около 3 кв. м дорогого американского стекла стоимостью около 4000 руб. за 1 кв. м, на 1000 руб. медной фольги и на 1000 руб. сплава свинца и олова, – объясняет Поляков. – Одно рабочее место витражиста стоит около 50 000 руб.». Сейчас в «Лаборатории дизайна» работают 20 мастеров, компания в состоянии вести одновременно 10–15 проектов. «Я хотел увеличивать объемы и дальше, но понял, что уже не могу отслеживать каждый проект, и вовремя остановился», – говорит Поляков. «При правильном менеджменте можно одновременно вести много заказов, – считает генеральный директор «Студии витража Светланы Михайловой» Антон Звездин. – Правда, сейчас я уже не успеваю лично общаться с клиентами, занимаюсь только управлением компанией». «Мое личное участие в каждом проекте очень важно», – убежден Поляков.

«У Полякова есть большой плюс – четкое попадание в желание заказчика. Далеко не каждый витражист может понять, что хочет клиент», – отзывается Феоктистов. «Поляков легко понимает, что нужно нам и клиенту, – говорит Белоусова. – Например, недавно «Лаборатория дизайна» делала витражный потолок в большой комнате переговоров Первой страховой компании, заказчик остался очень доволен, все сотрудники ходят смотреть на витраж».

Народ богатеет

После вопроса корреспондента о проблемах витражного рынка словоохотливый Поляков замолкает и задумывается. «Когда приближается Новый год, сложно справиться с валом заказов», – наконец изрекает он. Похоже, других проблем у Полякова нет. Другие витражисты с ним согласны: «У нас все время есть заказчики, только успеваем выполнить один заказ, тут же получаем другой». «У рынка перспективы очень хорошие. Клиенты все чаще заказывают витражи, народ богатеет», – отмечает Белоусова. «Раньше заказывали витраж на одну дверь или окошко, сейчас стали оформлять витражами бассейны и целые дома. Клиенты способны оплатить подобные заказы, и для нас это замечательно», – радуется Тимофеева. «Изготовление витража – всегда ручной труд, в среднем витражная мастерская выпускает 40–50 кв. м витражей в месяц, – рассуждает Звездин. – При нынешних объемах строительства работы хватит на всех. Только у нас число заказчиков растет на 15–20% в год». «Посмотрите, сколько сейчас строится домов, и в каждый дом можно заказать витраж», – соглашается Поляков.

Закрытый рынок

По экспертной оценке Романа Полякова, емкость витражного рынка Москвы составляет около $20 млн. Антон Звездин и Максим Феоктистов с этой оценкой согласны. «Это закрытый рынок, большинство объектов находится в частных домах», – отмечает Елена Тимофеева. Согласно исследованиям МА Step by Step, в 2006 г. емкость рынка загородной недвижимости Подмосковья составила около $8,8 млрд. «На сегодняшний день в стадии строительства находятся 157 коттеджных поселков», – комментирует главный редактор Cottage.ru Иван Кузнецов.