Технологии рынка: Монетка в копилку лояльности


В Москве достаточно операторов, предоставляющих эту услугу. Из тех, кто на слуху, – СЦС “Совинтел” (группа компаний “Голден Телеком”), “Вымпелком” (торговая марка “Билайн”), “Мегафон-Москва”, “Мобильные телесистемы” (МТС).

Поколение 90-х вряд ли может себе представить, что когда-то интернета не было в принципе. Но технологии постоянно совершенствуются. В настоящее время, чтобы воспользоваться всемирной паутиной, достаточно любого устройства мобильной связи: ноутбука, коммуникатора или смартфона.

Технология WiFi позволяет зайти в сеть без проводов. Аэропорты, отели, рестораны, кофейни – связь есть везде. В большинстве мест эта услуга бесплатная. Эксперты говорят, что она позволяет привлекать дополнительных посетителей. А для тех, чья жизнь неразрывно связана с использованием интернет-ресурсов, зачастую наличие доступа становится решающим при выборе отеля или места для бизнес-ланча.

Оператор, дайте связь

По словам пресс-службы “Голден Телекома”, компания является крупнейшим оператором по “предоставлению городского WiFi в мире”. В пресс-службе отмечают, что у компании почти 10 000 точек доступа. Более 350 заведений используют Golden WiFi.

Источник в одной из компаний-операторов, пожелавший остаться неназванным, рассказал, что установка одного хот-спота (точки доступа в интернет) обходится в среднем в $300. Однако в “Голден Телекоме” эту цифру не подтвердили. Сотрудник компании объяснил “Ведомостям”, что установка одной точки – процесс трудоемкий. Существенную часть расходов составляют затраты на оптоволокно, сервер и т. д. По его словам, стоимость каждый раз рассчитывается индивидуально. Поэтому конкретную цену назвать крайне сложно.

Цена на выходе зависит от множества факторов: это известность клиента, посещаемость его заведений, заинтересованность в нем оператора и т. д. Например, добавляют в пресс-службе, в учебном заведении или известной сети ресторанов установка может быть бесплатной.

Существуют две основные модели работы оператора и заказчика. Первая – за установку хот-спотов платит компания, решившая внедрить у себя WiFi, а для конечных пользователей связь бесплатная. Вторая – когда все наоборот. То есть оператор бесплатно устанавливает точки доступа, а за использование продукта платит конечный пользователь. Например, оплачивает трафик, покупая карту доступа.

В “Голден Телекоме” рассказали, что, по данным консалтинговой компании J’son & Partners, в мире на сентябрь 2006 г. было более 140 000 хот-спотов. В кафе – 40%, в гостиницах – 26%, в торговых центрах – 12%, в офисах – 3% и “другое” – 19%. По прогнозам компании, на конец 2007 г. цифра увеличится до 200 000, а в 2008 г. – до 260 000. На территории России активный рост WiFi-сетей начался в 2004–2005 гг. В настоящее время спрос продолжает расти. Это подтверждает динамика роста пользовательской базы сети GWF. За три квартала в “Голден Телекоме” привлекли 40 000 пользователей и каждый месяц приходит более 5000 пользователей, говорят в пресс-службе. А доступ к WiFi возможен в радиусе 150 м от расположения точки.

Но не только в “Голден Телекоме” растет количество клиентов. Ирина Осадчая, пресс-секретарь МТС, говорит, что в 2007 г. количество хот-спотов компании увеличилось более чем в три раза, с 90 до 300 точек. Она утверждает, что спрос на услугу растет, операторы устанавливают новые споты, растет число активных пользователей WiFi. В значительной степени, по ее мнению, росту способствует то, что снимаются барьеры по оплате. К примеру, абоненты МТС могут оплатить доступ в WiFi через sms-авторизацию.

По статистике компании, сейчас услугой пользуются разные абоненты – от студентов до бизнесменов. Это люди активно путешествующие и часто бывающие в основных точках доступа к WiFi – ресторанах, аэропортах. Наиболее востребована услуга в аэропортах, рассуждает Осадчая, а далее в порядке приоритетности – отели, рестораны, бизнес-центры.

Точки доступа компании расположены в разных местах. Например, в аэропортах “Шереметьево-1”, “Шереметьево-2”, “Домодедово”. Есть хот-споты в сети кафе “Шоколадница”, магазинах “Цифровой”, дилерской сети “Рольф”. В МТС объясняют, что для установки одного хот-спота нужен специальный комплекс – приемопередатчики, антенны и т. д.

Екатерина Осадчая, пресс-секретарь “Вымпелкома”, говорит, что компания предлагает доступ в интернет через WiFi еще с 2004 г. Тогда в эксплуатацию были запущены сети беспроводного доступа в “Шереметьево-2”, выставочном комплексе “Сокольники”, гостиницах “Ирис” и “Виноградово Holiday Inn”. В национальном масштабе проект сети беспроводного доступа в интернет от “Билайн” стартовал 1 августа 2007 г. Она рассказала, что компания самостоятельно спланировала проект, ориентированный именно на крупные аэропорты России. Всего задействовано 11 аэропортов. С 20 августа этого года “Вымпелком” начал их “доукомплектацию” хот-спотами.

Для размещения точек доступа к WiFi используется оборудование Cisco, рассказывает Екатерина Осадчая. Beeline эксплуатирует беспроводной стандарт радиоканала IEEE 802.11b (частота – 2,4 ГГц, ширина канала – 20 МГц, скорость передачи данных – до 11 Мбит/с). Скорость подключения хот-спота к интернету – до 2 Мбит/с. Радиус действия хот-спота внутри помещений – в среднем от 40 до 100 м в зависимости от особенностей помещения, уточняет она.

Несмотря на растущий спрос, сотовые операторы не собираются всерьез конкурировать с компаниями, для которых WiFi является основным видом бизнеса. По крайней мере в ближайшее время. Для них это скорее программа повышения лояльности абонентов.

Советник генерального директора компании “Мегафон-Москва” Роман Проколов рассказал, что только осенью этого года компания начала развивать услугу WiFi. В Москве на данный момент “Мегафоном” представлено около 10 хот-спотов. Проколов говорит, что “Мегафон” в этом году не собирается конкурировать с крупными WiFi-операторами. Услуга скорее призвана повысить лояльность абонентов сети, чем стать источником серьезного дохода. К слову, до конца этого года все пользователи сети получают WiFi бесплатно.

“Возможно, это будут бонусные программы. Например, просидел в нашей сети два часа – и получил два билета к кино на места для поцелуев”, – говорит Проколов. Но уточняет, что пока все находится в стадии разработки. Топ-менеджер подчеркивает, что в любом случае это “такой бантик, который вешается дополнительно к основным услугам”. И добавляет, что перед компанией стоит задача дать WiFi абонентам в тех местах, где нет доступа к обычному интернету. Это будут аэропорты, железнодорожные вокзалы, парки, торгово-развлекательные центры, Манежная площадь либо обычные бульвары в центре города.

“Можно поставить 3000 хот-спотов по городу и собрать на этом $10 млн, а можно поставить 300 хот-спотов в самых оживленных местах и собрать на них $5 млн. Для нашей компании интересна вторая бизнес-модель”, – объясняет Проколов.

Проанализировав российский и мировой опыт, “Мегафон-Москва” считает WiFi в большей степени имиджевым проектом, который увеличивает доверие абонентов к своему оператору. Вместе с тем рассчитанный на пять лет бизнес-план говорит о его прибыльности. Первые несколько десятков точек WiFi в Москве, которые появятся в ближайшем будущем, позволят проверить эти гипотезы и при необходимости внести корректировки в план строительства сети, говорят в компании. А такой подход не ударит по бюджету.

Директор по развитию бизнеса компании “Мегафон-Москва” Василий Кузичев рассказал, что на первом этапе сумма инвестиций в проект для компании минимальна и составляет менее $200 000. Это связано с тем, что у “Мегафона” уже есть сеть, способная пропустить дополнительный трафик, и готовое решение в Санкт-Петербурге, которое можно использовать для работы. К примеру, в случае развертывания сети с 10 000 хот-спотов инвестиции составят “всего лишь миллионы долларов”.

“Сейчас в мире мне неизвестен проект WiFi, который был бы на 100% прибыльным. Например, проект “Яндекса”. Человек пришел в кафе, заплатил за заказанную еду и попутно просматривает сайты”, – объясняет Кузичев. С января следующего года будет введена тарификация WiFi. По словам Кузичева, с вероятностью в 90% час пользования услугой будет стоить 100 руб. Окончательное утверждение всех разрабатываемых в настоящее время программ должно произойти в конце I квартала следующего года, добавляет он.

Интернет на обед

Поход в ресторан с ноутбуком стал вполне привычным делом. Обедая, можно просматривать почту, совмещая приятное с полезным.

В мае 2004 г. первый из ресторанов “Росинтер Ресторантс Холдинг” начал предоставлять своим гостям услугу WiFi на бесплатной основе. Эта возможность есть и у работников сети ресторанов. Услуга является частью пакета предложений работодателя своим сотрудникам, говорит главный управляющий по информационным технологиям “Росинтер Ресторантс Холдинг” Николай Буров.

Технически развернуть услугу WiFi несложно. Это уже отработанная и довольно стабильная технология с “понятным комплексом аппаратных и программных средств”. Сложно не организовать покрытие, а ограничить его, рассказывает он. Например, в торговом центре рядом с одним из ресторанов холдинга находится ресторан конкурента. Или рядом с концептуальным рестораном находится фудкорт. В такой ситуации недальновидно обеспечивать покрытие сети и для столиков конкурента. Но это не столько технические сложности, сколько бизнес-вопросы, считает Буров.

По его мнению, в развитии WiFi провайдеры заинтересованы даже больше, чем те, кто внедряет у себя услугу. Борьба за рынок предоставления этой услуги в самом разгаре. Практически любой провайдер готов взять на себя затраты по подключению и частично даже эксплуатационные затраты. Сейчас, правда, не во всех ресторанах холдинга есть беспроводной доступ, но в компании “стремятся к 100%-ному покрытию”.

Можно не только выделить категорию пользователей этой услуги, но и соотнести пики активности с временем суток, говорят в холдинге. Обеденное время типично для бизнес-ланчей и соответствующей им категории деловых людей, использующих интернет для доступа к почте, пока они находятся вне офиса, чтения новостей в сети и т. д. После 16 часов и до вечера появляются молодые люди (школьники, студенты), которые в основном интересуются блогами, чатами и т. д. Вечер – время для смешанных категорий: преобладают просмотры сайтов развлечений, чаты, почтовый трафик.

Но не только рестораны готовы “пустить” своих клиентов в интернет. WiFi найдется и в кофейнях. Например, в “Шоколаднице” услуга появилась более года назад, делится директор IT-отдела сети кофеен Геннадий Сбытов. В настоящий момент более чем в 77 “Шоколадницах” есть WiFi. И эта цифра, утверждает Сбытов, будет все время расти.

Основной проблемой с точки зрения внедрения услуги в заведении он считает согласование с владельцем здания прихода телекомоператора, прокладку кабельной трассы, установку антенны (в случае радиодоступа). Все остальное достаточно просто. Затраты на проведение одного хот-спота и размер абонентской платы Сбытов не называет. Однако оценивает их как “весьма доступные”.

Сбытов уверен: услуга будет развиваться как по доступности (зона покрытия), так и по стоимости часа (в сторону уменьшения) и скорости подключения (в сторону увеличения).

Есть разные схемы сотрудничества с телекомоператорами, объясняет он. Основным на текущий момент в России является агентский. То есть компания продает карточки доступа к WiFi какого-либо оператора и получает процент от суммы проданных карт.

Бесплатный WiFi или нет, он привлекает дополнительных гостей, которым необходимо быть на связи, резюмирует Сбытов.

В сети кофеен “Кофе Хауз” WiFi есть с начала 2006 г. Эта услуга имиджевая и направлена на привлечение гостей в кофейни, говорит менеджер отдела маркетинга компании Светлана Травьянская. “Проведение услуги WiFi входит в пакет услуг, предоставляемых нашим оператором. Но есть объективные причины, из-за которых в некоторых кофейнях невозможно провести WiFi: не все торговые центры пускают нашего оператора к себе, объясняя это наличием собственного оператора и его услуг. А иногда это удаленность кофейни”, – делится она. Тем не менее 56 кофеен сети внедрили у себя беспроводной доступ. Также, по словам Травьянской, эта услуга позволяет “идти в ногу со временем, не отставая от передовых технологий”. Но никакого дополнительного дохода компания благодаря наличию WiFi не получает.

Отель с доступом

Представители гостиничных сетей говорят, что все чаще при выборе отеля клиент интересуется, есть ли WiFi на его территории.

Одним из основных технических требований для всех отелей, управляемых Rezidor Hotel Group, является покрытие WiFi, рассказал “Ведомостям” региональный вице-президент по России, странам СНГ, Балтии и Турции Rezidor Hotels Group Мишель Сталпорт. Услуга гостям предоставляется бесплатно.

В гостинице “Космос” (принадлежит компании “Интурист” и управляется “Интурист Отель Групп”) услуга доступа в интернет по технологии WiFi есть с апреля 2007 г. Если гостиница небольшая, на 100–200 номеров, возможно покрытие всей гостиницы. За исключением номеров, где по-прежнему доступ в сеть возможен только через dial-up, объясняет главный специалист по работе со СМИ департамента внешних связей “Интуриста” Юлия Крылова. В гостинице “Космос” одна WiFi-зона (hot-spot), в других гостиницах компании – до 21. Размер помещения неважен, важно, для каких целей оно используется. Чаще всего люди пользуются интернетом в номере, ресторане, конференц-зале.

Если организация точки WiFi происходит для собственных нужд заказчика, владелец помещения оплачивает установку хот-спота и ежемесячную плату за пользование услугами по специальным тарифам для корпоративных пользователей. Оборудовав хот-спот, например, в конференц-зале, сотрудники или посетители получают возможность подключиться к локальной сети WiFi, выйти в интернет или получить информацию с сетевых дисков. Этот вариант оптимален для обеспечения высокоскоростного доступа в интернет на значительных территориях – в больших офисных центрах, гостиницах, выставочных залах, резюмирует она.

В отеле “Ritz-Carlton Москва” с 1 июля этого года также можно воспользоваться интернетом без лишних проводов и без оплаты. По словам директора по связям с общественностью отеля Ritz-Carlton Сергея Логвинова, внедрение услуги обусловлено не стремлением получить дополнительную прибыль, а желанием пойти навстречу постояльцам. Беспроводной доступ действует на всей территории Ritz-Carlton: в общественных зонах, ресторанах, номерах, барах.

А с февраля 2007 г. к отелям, установившим у себя хот-споты, присоединился и “Арарат Парк Хаятт”. Как рассказали в пресс-службе отеля, установлено 46 точек доступа.

В полет с ноутбуком

Не отстают и аэропорты – зоны покрытия WiFi есть и там. Пассажир может ожидать свой рейс “без отрыва от производства”, был бы соответствующий гаджет в руках.

В международном аэропорту “Домодедово” любой желающий может воспользоваться WiFi с ноября 2003 г. Во всем мире аэропорты причисляются к наиболее выгодным объектам с точки зрения развертывания сетей беспроводного доступа, поэтому поставщики соответствующих услуг создают зоны WiFi в первую очередь здесь, говорит директор по внешним связям “Домодедово” Дарья Коршунова.

Мобильность населения и потребность в телекоммуникационных услугах постоянно возрастают. Поэтому популярность WiFi будет расти как за счет рядовых посетителей аэропорта, которые используют ноутбуки, смартфоны и коммуникаторы для получения развлекательной информации, так и за счет бизнес-пассажиров, для которых свободный доступ к сети необходим для деловых целей, уверена она.

В настоящее время на территории “Домодедово” работает около 60 хот-спотов, по мере расширения комплекса аэропорта их число будет расти, уточняет Коршунова. Передатчик имеет круговую зону охвата. Перед установкой проводятся замер и обследование территорий или помещений. Установка передатчиков происходит на основе взаимного перекрытия волнами для уверенного доступа клиента и исключения “дыр”. Вес передатчика – около 1,7 кг, что позволяет легко крепить его везде, где это необходимо. А расходы по проведению проектных работ и установке передатчиков несет оператор, рассказывает Коршунова. Он же платит аэропорту арендную ставку за право размещения своих хот-спотов и как концессионер – за интернет-центр, расположенный на 2-м этаже аэровокзального комплекса. Для конечного потребителя стоимость одного часа пользования услугой составляет 150 руб. Коршунова считает, что вряд ли наличие WiFi влияет на выбор пассажиром аэропорта вылета, но, безусловно, повышает качество обслуживания.

В международном аэропорту “Шереметьево” услугу WiFi внедрили в 2004 г. Игорь Хохлов, директор дирекции по информационным технологиям “Шереметьево”, говорит, что в настоящее время на территории всего аэропорта (Терминал 1, Терминал 2 и Терминал С) и на прилегающих объектах (гостиницы, деловые центры) работает более 20 точек доступа, планируется увеличение их числа в терминалах. Большинство пользователей, по его мнению, – бизнес-пассажиры, для которых ноутбук или коммуникатор является постоянным спутником.

По словам Хохлова, для “Шереметьево” внедрение WiFi – беззатратные проекты. Покрытие расходов берет на себя оператор, предоставляющий услугу. Однако он признает, что наличие WiFi приносит определенную долю выручки “Шереметьево”.

Хохлов уверен, что спрос на услугу беспроводного доступа в интернет WiFi будет беспрецедентно расти, пока на рынке не появится более дешевой и производительной технологии. И он согласен, что наличие беспроводного доступа в интернет – “далеко не решающий фактор при выборе аэропорта”.