$400 млн в землю
Активы, не вошедшие в «Черкизово» перед IPO, объединены в новую компанию и будут развиваться дальшеПартнерство. Сергей Михайлов
совладелец «НАПКО». «Черкизово» и «Напко» заинтересованы в отношениях, где мы будем стратегическим поставщиком»
НАЦИОНАЛЬНАЯ АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ («НАПКО»)
агрохолдинг. Создана 12 сентября 2006 г. в Одинцовском районе Московской области (ЕГРЮЛ). Учредители – «Си джи трейд лтд» (48,9%), Игорь Бабаев, Лидия, Сергей и Евгений Михайловы (по 11,5%), ОАО «АПК «Михайловский» (4,7%). Активы – по собственным данным, владеет 200 000 га земли в Московской, Пензенской, Липецкой, Тамбовской, Ульяновской, Воронежской областях, занимается растениеводством, молочным животноводством, селекцией свиноматок.
Основатели группы «Черкизово» Игорь Бабаев и его семья в 2005–2007 гг. создали собственный агропромышленный холдинг «Напко» (Национальная агропромышленная компания), в который к 2009 г. будет вложено $400 млн. Об этом проекте совладелец «Напко» Сергей Михайлов рассказал в интервью журналу «Агробизнес» (№ 51, ноябрь 2007 г.). «Ведомостям» Сергей Михайлов передал через пресс-службу, что в «Напко» вошли некоторые сельхозпредприятия, не включенные в группу «Черкизово» в момент реструктуризации перед IPO в 2005 г., после чего «Напко» продолжила приобретение земель.
У «Напко» в собственности 200 000 га земли в Московской, Пензенской, Липецкой, Воронежской, Тамбовской, Ульяновской областях. В дальнейшем планируется довести их площадь до 500 000 га. К данному моменту в проект инвестировано $150 млн, в 2007–2008 гг. будет вложено еще $250 млн, рассказал Михайлов. Из уже инвестированных $150 млн около 20% – собственные средства владельцев, остальное – кредиты Россельхозбанка. Топ-менеджер Россельхозбанка подтвердил, что «Напко» «активно кредитуется» у них и, в частности, привлекала финансирование для проектов в Пензенской и Ульяновской областях. В пресс-службе губернатора Пензенской области подтвердили существование проекта, пресс-секретарь губернатора Липецкой области Александр Царик также знает, что «Игорь Бабаев планировал заниматься растениеводством» в регионе.
Сейчас основной бизнес «Напко» – производство зерновых. В 2008 г. планирует произвести 500 000 т зерна, в 2009 – 1 млн т. Также компания занимается молочным животноводством и селекцией свиноматок. На фермах «Напко» в Московской и Пензенской областях содержится 5000 голов. Подмосковные фермы производят 40 т молока в сутки. «Напко» планирует строить семейные молочные фермы – каждую будет обслуживать две-три семьи работников, а технику и комбикорма поставляет «Напко». Селекционный центр в Воронежской области займется селекцией свиноматок, которых будут поставлять группе «Черкизово» и другим покупателям. Планов интегрировать «Напко» и «Черкизово» нет.
500 000 т зерна с 200 000 га – очень большой объем и свидетельствует о высокой урожайности, говорит гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. «Напко» правильно выбрала регионы, одобряет он: там нет переизбытка агрохолдингов, как, например, в Белгородской области или на юге, а активы пока недооценены.
40 т молока в сутки – это средний объем, сопоставимый с перерабатывающей мощностью, Владимирского молочного комбината (50 т в сутки), рассуждает директор по маркетингу De Laval Андрей Шпаковский. «Бизнес-модель семейных ферм известна в Западной Европе, но не знал, что ее уже применяют ее в России», – удивляется он.
Во время подготовки к IPO агропромышленный бизнес «Черкизово» был очень мал и не представлял интереса для капитализации, поэтому было решено не интегрировать его в группу, вспоминает аналитик «Ренессанс капитала» Наталья Загвоздина. Сейчас этот бизнес может быть хорошим средством хеджирования рисков: например, в этом году, когда росли цены на зерно, это почти не отразилось на рентабельности «Черкизово», указывает она: «Если у инвесторов возникнут вопросы о сотрудничестве «Черкизово» и «Напко», то достаточно будет показать, что группа покупает зерно у «Напко» по ценам, которые равны рыночным или ниже их».