Цепная реакция

Аналитики опасаются, что вслед за кредитами на жилье американцы перестанут обслуживать кредиты на автомобили

Цены снижаются. -1,2

процента. На столько в сентябре снизились цены на коммерческую недвижимость в США (по отношению к августу). За семь лет цены выросли вдвое, но кредитный кризис, уже обрушивший цены на жилую недвижимость, положил конец буму, говорится в докладе Moody’s Investors Service. Дефолты по кредитам на коммерческую недвижимость, считают в Moody’s, могут вырасти в два-три раза (сейчас они составляют 0,4%), хотя это не идет ни в какое сравнение с уровнем дефолтов по высокорискованным ипотечным кредитам на жилую недвижимость (20%).

В США растут неплатежи по автокредитам. «Мы стали отмечать ухудшение условий на рынке инструментов, обеспеченных автокредитами», – предупредили аналитики Lehman Brothers, изучив статистику за сентябрь – октябрь у GMAC (49% принадлежит General Motors) и Ford Credit. Пропуски платежей по кредитам, секьюритизированным двумя траншами GMAC в этом году, за эти два месяца увеличились на 0,75% и 0,6%, что гораздо больше уровня 2006 г.

По словам главного экономиста Manheim Auctions Тома Уэбба, в последние месяцы больше машин стало продаваться с аукциона. Он связывает это не только с ростом неплатежей, но и с большим числом контрактов. Уэбб не видит причин «для сильного беспокойства» по поводу неплатежей, но обращает внимание на то, что кредиторы стали осторожнее и начали увеличивать ставки по ссудам. Это может сократить продажи автомобилей.

«Это не катастрофа, – говорит автомобильный аналитик Lehman Brothers Брайан Джонсон, – по ощущениям, 2002 или 2003 г.». Но при нынешней низкой безработице в США – 4,7% – «дальнейший сценарий может быть только один», добавляет он. По прогнозу Morgan Stanley, из-за роста ставок и цен на нефть продажи легковых автомобилей и малолитражных грузовиков снизятся в 2008 г. до 15,9 млн с 16,6 млн в 2006 г. и ожидаемыми 16 млн в 2007 г.

Ситуация в автокредитовании – следствие кризиса на рынке ипотечных инструментов: ссуды на покупку новых машин зачастую финансируются ипотечными деньгами. В 2006 г., по данным CNW Research, 13% финансирования автокредитование получало от рискованной ипотеки. В 1999 г. было 9,4%.

У GMAC из-за роста неплатежей в США глобальный объем просрочки по автокредитам в III квартале составил 2,53% розничных активов против 2,29% во II квартале и 2,47% в III квартале 2006 г. GMAC объясняет это «сезонными и экономическими факторами», подчеркивая, что потери соответствуют историческим показателям» и меньше, чем в 2006–2005 гг.