Правила движения: ФЦП национальной безопасности


Федеральная целевая программа (ФЦП) «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 гг.», подписанная еще Михаилом Фрадковым, вызывает вопросы, да и необременительно планировать программу на сроки, в которые многих планировщиков на своих служебных местах уже не будет.

Оригинально решен вопрос с заказчиком, разработчиком и контролером. МВД РФ тут едино в трех лицах: само себе заказывает, само исполняет с МЧС, Росавтодором, Минсоцздравом и Минпросвещения и само же все контролирует – и это так по-нашему.

Бюджетное финансирование ФЦП серьезно, это 52,7 млрд руб. Когда заказчиком, исполнителем и проверяющим становится одна структура, то появляются нехорошие мысли о судьбе выделенных финансовых средств, учитывая традицию российской «усушки-утруски». Может, и примитивное ужесточение мер по отношению к автомобилистам есть всего лишь способ хотя бы за счет небольшого снижения ДТП оправдать освоенные средства? ФЦП имеет и конкретный план – снижение числа погибших при ДТП в 1,5 раза по сравнению с 2004 г. Но адекватны ли эти «в 1,5 раза» выделенным средствам, а главное – не прожект ли это?

Количество научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в ФЦП поражает. Например: «Проведение научных исследований, направленных на изучение возможности адекватного реагирования водителей на дорожную обстановку под воздействием внешних световых и звуковых раздражающих факторов». На это выделено 13 млн руб. «Проведение научных исследований нормативно-правового и методического обеспечения системы повышения квалификации и профессионального мастерства водителей» – 23 млн руб. «Научная разработка методов профессионального тренинга для водителей» – 33 млн руб. Жалкие 2 млн руб. на «Исследование и научное обоснование необходимости оборудования транспортных средств контрольными устройствами регистрации времени труда и отдыха (тахографами) водителей автобусов» (кстати, а почему забыли грузовики?) уже и не впечатляют. Как и аналогичная сумма на «Исследование и разработку проблемы обязательного применения удерживающих устройств при перевозке детей и животных». Правда, необходимость того и другого давно в мире исследована, доказана и реализована.

Резюмируем. Не является ли количество и пестрота этих тем способом распределить или, грубо говоря, распилить деньги? Проходила ли ФЦП независимую экспертизу? Насколько корректно совмещение функций заказчика и исполнителя в лице одного МВД РФ, когда вопрос безопасности дорожного движения, увы, давно стал вопросом национальной безопасности?

Было бы правильным Счетной палате РФ провести комплексную проверку и самой ФЦП и результатов первых двух лет ее реализации, вошедших в отчет МВД.