Новые старые хозяева АвтоВАЗбанка

Семья Николая Тарана увеличила свою долю в АвтоВАЗбанке до 44,5%, став его самым крупным акционером

В результате дополнительной эмиссии акций ОАО «АвтоВАЗбанк» на 500 млн руб. в структуре акционерного капитала банка произошли серьезные изменения. Акции распределялись по закрытой подписке среди акционеров банка 20 ноября текущего года. Всего было размещено 999,848 млн обыкновенных акций номиналом 0,5 руб. по 1 руб. за акцию. Уставный капитал банка в результате эмиссии увеличился почти вдвое до 999,924 млн руб. (до допэмиссии – 500 млн руб.).

Ранее основными акционерами банка были ООО «Трансгруз» (49,74%), ООО «Волгамедь» (19,42%), ООО «Июль» (19,5%) и ООО «Мажор-дом» (5,1%). В центре общественных связей банка заявили, что бенефициарами банка по-прежнему остались три топ-менеджера: председатель совета директоров Вера Прокопенко, ее заместитель Николай Таран и президент АвтоВАЗбанка Елена Казымова. По данным ЕГРЮЛ, «Трансгруз» принадлежит ООО «Бизнескоммерц» (учредителем является Прокопенко), «Волгамедью» владеет ООО «Санрент» (учредитель – Ирина Таран, жена Николая Тарана), «Июль» является «дочкой» ООО «Финактив» (учредитель – Елена Казымова), а «Мажор-дом» – «дочкой» ООО «Промфинанс» (учредители – Прокопенко (26%) и Владимир Кучай (74%).

После допэмиссии появился новый крупный акционер – ООО «Промтехстейт», которое принадлежит Ирине Таран. Таким образом, Николай Таран и его жена аккумулировали в своих руках около 44,5% акций банка, в то время как ранее основным акционером была Прокопенко: ей принадлежало 54,8% акций, а сейчас – только около 27%. Незначительно увеличила свою долю и Казымова – с 19,5% до 25%. В центре общественных связей АвтоВАЗбанка отказались комментировать изменения в структуре состава акционеров, заявив, что пока официальная позиция по этому вопросу прорабатывается. Представитель банка добавил, что основная цель допэмиссии – это развитие бизнеса и укрепление рыночных позиций за счет увеличения активов банка. Аналитик ГК «Регион» Константин Гуляев пояснил, что согласно нормативам ЦБ размер собственного капитала банка не должен быть ниже 10% от его активов, взвешенных по уровню риска. Таким образом, при собственном капитале почти в 1 млрд руб. активы АвтоВАЗбанка не должны превышать порядка 10 млрд руб., говорит аналитик. На 1 апреля текущего года активы АвтоВАЗбанка составили 11,116 млрд руб.

Председатель совета директоров ОАО «Солидарность» Алексей Титов полагает, что допэмиссия АвтоВАЗбанка выполнена с целью перераспределения долей акционеров. «Тот, у кого больше акций, может диктовать стратегию развития банка», – полагает Титов. Сотрудник центра по связям с общественностью ЗАО «ФИА-банк» Михаил Арсентьев говорит, что передел в составе акционеров АвтоВАЗбанка был естественным и говорить о вытеснении нельзя. «Прокопенко передала свой бизнес более молодым и энергичным акционерам», – сказал Арсентьев. Вице-президент ОАО «Первый объединенный банк» Денис Хадеев напомнил, что ранее Николай Таран работал главой самарского филиала ОАО «АвтоВАЗбанк». «Я считаю, что самарский филиал работал лучше тольяттинского, соответственно, больше вкладывал средств в банк, что и нашло отражение в структуре акционеров», – полагает Хадеев.

Гуляев из «Региона» оценил стоимость всего банка в $80,9 млн. Таким образом, доля Прокопенко в 27,4% может быть оценена в $22,2 млн плюс премия за контроль (обычно от 10% до 20%), говорит аналитик. «Прокопенко ничего не продавала. Она просто не участвовала в проведенной допэмиссии (в два раза от уставного капитала), поэтому ее доля пропорционально уменьшилась ровно в два раза с 54,8% до 27,4%», – подчеркнул Гуляев.