Пайщики не надеются на управляющих

В этом году у частных инвесторов проснулся вкус к спекуляциям паями. Такие операции не всегда приносят большую выгоду

Необычную активность пайщиков отметила гендиректор УК Банка Москвы Елена Касьянова: некоторые покупали паи, когда индекс РТС опускался ниже 1900 пунктов, и продавали, когда он переваливал за 2000. «Появились пайщики, которые увлекаются спекуляциями паями «БКС – Фонд «голубых фишек» и «БКС – Фонд индекс ММВБ», чьи портфели больше коррелируют с динамикой рынка, – делится наблюдениями начальник отдела розничных продаж УК «Брокеркредитсервис» Мария Плоткина. – Они, как правило, не выводят деньги с рынка, а перекладывают в фонд облигаций». Банк «Уралсиб» ежедневно котирует паи шести «Лукойл-фондов» (спрэд – около 3%), через его отделения можно в любой день купить и продать паи, а деньги держать на текущем счете.

Считается, что паи ПИФов не предназначены для спекуляций: покупать их рекомендуется на многие месяцы и годы. Но в этом году пайщики стали чаще играть на паях.

Маловато будет!

«Когда на фондовом рынке четкий тренд, доля операций спекулянтов в обороте паев наших ПИФов составляет 10–15%. В этом году она была от 30% оборота в I квартале до 60–70% в последнее время», – говорит руководитель департамента коллективных инвестиций ФК Александра Водовозова.

Управляющие объясняют такое поведение отсутствием в этом году устойчивой тенденции на рынке. «Опытные пайщики, привыкшие к высоким доходностям в прошлые годы, пытаются заработать так же хорошо и в условиях нестабильного, нервного рынка. Горизонт инвестирования они отмеряют не годами, а достижением рынком определенного уровня», – рассказывает Водовозова.

С помощью фондов пайщики пытаются играть на индексе, считает директор по агентским продажам и маркетингу департамента развития агентской сети УК «КИТ фортис инвестментс» Татьяна Бараусова.

За что боролись?

Спекулянты даже неотраслевыми фондами могли заработать в этом году десятки процентов. Победитель игры «Лучший паевой брокер» (ее участники торговали паями на ММВБ с февраля 2006 г. по февраль 2007 г.) показал результат более 200% годовых. Индекс РТС за это время прибавил около 70%.

В обычных условиях получается заметно меньше: по словам управляющих, в этом году лучшие результаты – 30–35%.

Расходы на сделки через УК или ее агентов могут достигать 1,5–4%: скидки отменяются при владении паями от года, надбавки – для крупных сумм.

Кроме того, управляющие удерживают налог на доходы – 13% сразу после продажи паев.

В порядке обмена

Избежать скидок и надбавок можно, если в правилах фондов УК предусмотрена мена паев. Но налога все равно не избежать. Некоторые, как УК Банка Москвы, сразу взимают его, как при купле-продаже. Другие, ссылаясь на письма ФНС и Минфина, отчисляют налог только при «окончательном» погашении паев, а при обмене извещают ФНС о необходимости уплаты налога с определенной суммы по истечении года. Пайщик должен будет подать налоговую декларацию и доплачивать налоги за тот год, когда менял паи, уточняет Бараусова. Этой позиции помимо «КИТ фортис инвестментс» придерживаются «Тройка диалог», «Райффайзен-капитал», «Брокеркредитсервис» и др.

Мимо цели

Управляющих называют спекуляции паями неграмотным обращением с инструментом.

«Обычно активная покупка паев начинается инвесторами через два месяца после начала роста фондового рынка, продажи – через 2–4 месяца после начала падения или стагнации», – замечает гендиректор УК «Ист кэпитал менеджмент» Дмитрий Сачин. Паевых спекулянтов неизбежно ждет разочарование, предупреждает Бараусова: они не успевают ловить тренды – во многом из-за длительной процедуры входа-выхода в ПИФ.

Паи не предназначены для спекуляций, говорит гендиректор УК «Агана» Иван Гелюта. Таких игроков, по его мнению, надо переводить на брокерское обслуживание. По словам Водовозовой, так и происходит: часть пайщиков-спекулянтов в итоге становится пользователями интернет-трейдинга.