Конкурентоспособность: Экономике нужны ясные цели


Для многих россиян экономический рост последних лет и устойчивая ситуация с государственным бюджетом знаменуют возрождение конкурентоспособности страны. Для многих иностранцев ситуация выглядит совершенно по-другому: излишняя зависимость от нефти и возрастающая активность государства в экономике воспринимаются ими как свидетельство низкой конкурентоспособности. По заказу Центра стратегических разработок мы провели исследование и выяснили, что эти, казалось бы, противоположные мнения могут быть описаны в рамках единой логической схемы.

С 1998 г. российская экономика быстро растет, улучшается и уровень жизни населения. Но рост конкурентоспособности российской экономики отстает от роста благосостояния, в течение последних четырех лет показатели конкурентоспособности даже ухудшились. Конкурентоспособность, иначе говоря уровень производительности, которого компании могут достичь в данной стране или на территории, определяет уровень благосостояния, который может быть здесь создан. «Произведенное» благосостояние в России гораздо меньше потребляемого – страна живет за счет своих многочисленных природных ресурсов. Более того, планка благосостояния, достигнутая Россией, сейчас уже выше того уровня, который объясним поступлениями от экспорта ресурсов. Это ставит под сомнение возможность сохранения текущего уровня благосостояния в долгосрочном плане. Таковы результаты анализа, проведенного нами в рамках последнего Отчета о глобальной конкурентоспособности (по заказу Всемирного экономического форума).

Да, природные ресурсы позволяют жить не по средствам – т. е. финансировать уровень благосостояния, превышающий тот, который достигается только производственными возможностями экономики. Но за это приходится платить: зависимость от природных ресурсов ослабляет институты государственного управления, подрывает усилия, направленные на увеличение конкурентоспособности, а дискуссия об экономической политике фокусируется на том, как расходовать бюджетные средства. Не повысив конкурентоспособность, нельзя диверсифицировать экономику, а значит, зависимость от природных ресурсов только усилится. Россия может продолжать жить за счет своих природных ресурсов, но при этом она останется страной с высокими политическими и экономическими рисками.

К сожалению, свернуть Россию с такого пути развития проводимая сегодня в стране экономическая политика не в состоянии. После 2000 г. был достигнут значительный прогресс в сфере бюджетной политики и политической стабильности. В сочетании с благоприятной ситуацией в глобальной экономике, в первую очередь благодаря растущим ценам на нефть, а также наличию свободных мощностей, такая политика способствовала высоким темпам экономического роста. В период до 2004 г. правительство уже делало попытки улучшить правовую среду и деловой климат в стране. Но затем судебная реформа и усилия по борьбе с коррупцией начали сходить на нет, а усилия по улучшению условий для ведения бизнеса вступили в противоречие с растущим вмешательством государства в экономику. Кроме того, ухудшились отношения России со многими соседями, являющимися ее самыми естественными экономическими партнерами.

Российская экономическая политика нуждается в критике не потому, что она не соответствует каким-то абстрактным западным моделям, а потому, что она не справляется с задачей повышения конкурентоспособности экономики. Ирония в том, что от нынешнего положения вещей больше всего страдают малые и средние российские предприятия, а не иностранные производители потребительских товаров, привыкшие к работе в сложной бизнес-среде. В результате проводимой экономической политики сложилась ситуация, когда российские компании делают крайне мало долгосрочных инвестиций в производственные мощности, конкурируют преимущественно за доступ к природным ресурсам и монопольным рынкам и так и не решили задачу создания более производительных производственных структур.

Корни проблемы

Во-первых, до сих пор не достигнуто никакого реального прогресса в устранении недостатков административной и правовой систем. В результате предпринимаемые меры экономической политики, сколь бы разумными они ни были, не достигают цели. Россия часто выбирает те политические меры, которые по-настоящему действенны только в высокоэффективных административных и правовых системах, не учитывая того, что эти системы являются ее важнейшей слабостью.

Во-вторых, в России были предприняты шаги, прямо снижающие ее конкурентоспособность. К примеру, ограничение влияния олигархических групп было вполне логичным шагом. Но непрозрачность предпринятых для этого мер свела на нет все усилия по созданию транспарентной правовой среды. Еще пример: роль правительства во многих отраслях промышленности и отдельных компаниях активизировалась. Тогда как рост активности государства в экономике был практически неизбежным шагом для страны, нуждающейся в крупномасштабной реструктуризации промышленности, активное участие государства в прямом управлении компаниями имело колоссальный негативный эффект на конкурентную среду в целом и эффективность отдельных компаний в частности. И третий пример: правительство предприняло ряд шагов к увеличению государственной доли нефтегазовых доходов. При том что такое перераспределение прибыли в этом секторе, скорее всего, было обоснованным, использованные методы заставили усомниться в правомерности действий государства в данном конкретном случае и снизили уровень доверия к административной и правовой системам в целом.

В-третьих, сохраняются противоречия между мерами экономической политики, предпринимаемыми различными министерствами. В то время как одни министерства стремятся к созданию более конкурентной среды, другие настаивают на прямом управлении микроэкономическими процессами со стороны государства посредством регулирования и создания мощных корпораций, имеющих как экономические, так и политические задачи. Эти противоречия гораздо глубже привычных для многих стран внутриполитических споров – несогласие такого уровня подрывает саму возможность реализации национальных целей. Какова цель – сильное государство или благосостояние населения? Если не будет создан механизм, который позволит примирить эти несовместимые стремления, разные части государственной машины продолжат посылать противоречащие друг другу сигналы, сводя усилия друг друга на нет. Неопределенность относительно будущей государственной политики будет усиливаться.

Только сами

Как должна выглядеть экономическая политика России, ведущая к росту конкурентоспособности? Во-первых, нужен план действий, включающий в себя непротиворечивые и взаимоусиливающие шаги в направлении увеличения конкурентоспособности. Создание эффективной и независимой правовой системы является предпосылкой к тому, чтобы многие другие меры экономической политики имели бы тот эффект, который от них ожидается. Еще одно ключевое направление – это открытие всех сфер экономики для конкуренции. Чтобы обеспечить успех соответствующей политики, необходимо более четко определить, уточнить и ограничить роль государства в экономике.

Во-вторых, в России необходимо определить стратегию роста, направленную на диверсификацию и опирающуюся на существующие возможности. Природные ресурсы сохранят свою важную роль, но только в случае изменения политики их наличие станет основой для появления эффективных компаний, торгующих технологиями, ноу-хау и специализированными услугами, а не только нефтью и газом. Имеющийся научный потенциал может стать базой для создания кластеров производств, основанных на знаниях, но это произойдет только в случае фундаментальной реформы исследовательских институтов и изменений в бизнес-среде, которые сделают конкуренцию привлекательной за счет инноваций.

Наконец, России необходима национальная стратегия, которая определит основное направление экономического развития. Какую роль Россия собирается играть в глобальной экономике, какие экономические ценности она стремится дать миру, каких целей она собирается достичь? Иностранные эксперты не могут ответить на эти вопросы, ответить на них могут только сами россияне. Сегодня в России путают внимание к иностранной критике, к извлечению уроков из опыта других стран с недостатком самостоятельности и уверенности в себе. Но верно как раз обратное: только сильные страны способны выявлять собственные проблемы и сознательно их устранять. Если Россия поймет это, то она совершит огромный шаг вперед – в сторону превращения в сильную страну, каковой она и стремится стать.