Не числом, а уменьем

Крупная корпорация – не единственное место, где деловая женщина может себя проявить

Узкий круг. 3%

женщин-гендиректоров в 200 публичных компаниях Австралии (Агентство по равным трудовым возможностям, 2006 г.)

5%

женщин – членов совета директоров в публичных компаниях Индии (Prime Database, 2007 г.)

11%

женщин – членов совета директоров в компаниях британского фондового индекса FTSE 100; две женщины-гендиректора, 13 исполнительных директоров (из 362) (Female FTSE, 2007 г.)

14%

женщин – членов совета директоров в крупнейших компаниях, работающих в России; 4% гендиректоров (PwC, МЦГИ, 2007 г.)

15%

женщин – членов совета директоров в 500 крупнейших компаниях США; 13 гендиректоров (Catalyst, 2007 г.)

40%

минимальная квота для женщин – членов совета директоров публичных компаний Норвегии. Если к концу 2007 г. квота не будет выбрана, компании грозит делистинг

Существует ли так называемый стеклянный потолок – система взглядов в обществе, согласно которым женщины не должны допускаться к высшим должностям? Судя по многочисленным публикациям, существует. Каждый год Cranfield University издает доклад Female FTSE, из которого видно, как мало женщин входит в руководство ведущих британских компаний. Такое положение дел характерно и для других стран. «Женщины в советах директоров индийских компаний – это вид, находящийся на грани вымирания», – сетует Притхи Халдиа из делийской аналитической фирмы Prime Database.

Публичные компании, которые обязаны предоставлять информацию о своей деятельности, являются источником сенсационных заголовков на тему карьерного роста женщин (или отсутствия такового). Однако роль женщин в менее прозрачном мире профессиональных услуг, государственного сектора, некоммерческих организаций и тысяч малых и средних предприятий освещается гораздо хуже. Между тем множество женщин по всему миру занимают высокое положение в политике, экономике, бизнесе и общественной жизни.

Ангела Меркель, первая в Германии женщина-канцлер, и госсекретарь США Кондолиза Райс оказывают огромное влияние на политику и экономику – и не только своих стран. В списке наиболее влиятельных женщин, который в сентябре опубликовал журнал Forbes, Меркель и Райс занимают соответственно 1-е и 4-е места. Среди высшего руководства некоммерческих организаций тоже немало женщин. Фиона Рейнолдс – генеральный директор фонда National Trust, который занимается охраной окружающей среды и исторических памятников Великобритании. Годовой оборот National Trust превышает 350 млн фунтов стерлингов ($720 млн), он владеет землей и собственностью на миллиарды фунтов и насчитывает 3,5 млн членов и около 38 000 добровольных помощников. Где еще найдешь женщину с такой степенью влияния на экономику и общественную жизнь?

Немало женщин занимают высшие должности в сфере профессиональных услуг, оказывая значительное влияние на деловой мир. По данным совета по финансовой отчетности, 30% из 270 000 бухгалтеров Великобритании – женщины. Джоанна Уотероуз, соруководитель практики маркетинга и продаж консалтинговой компании McKinsey, уверена, что имеет больше влияния, работая с несколькими клиентами, чем если бы она была сотрудником, пусть высокопоставленным, одной компании.

Даже в публичных компаниях немало женщин, которые, не будучи членами советов директоров, оказывают решающее влияние на их деятельность. Например, инвестбанкиры Кэрен Кук из Goldman Sachs и Сайан Уэстерман из N.M. Rothschild консультируют компании по многомиллиардным сделкам слияния и поглощения.

Зачастую женщины сами выбирают работу за пределами мира публичных компаний. Сама структура крупных корпораций, предполагающая прохождение всех ступеней карьерной лестницы, означает, что шанс попасть в руководство невелик вне зависимости от пола работника. Женщина может чувствовать себя гораздо более влиятельной, руководя собственным бизнесом, некоммерческой организацией или занимая государственный пост.