От трех и выше

Компании с наибольшим представительством женщин в руководстве показывают лучшие финансовые результаты, чем конкуренты, не жалующие бизнес-дам

В советах директоров 500 крупнейших по выручке компаний США женщины составляют 15%. Согласно октябрьскому докладу исследовательской фирмы Catalyst, в котором проанализированы данные этих компаний за 2001–2004 гг., корпорации с наибольшим числом женщин в совете директоров более эффективны. В четверти компаний с самым большим представительством женщин доходность капитала (показатель прибыльности: чистая прибыль в процентном отношении к собственным средствам) была на 53% выше, чем у четверти компаний, где женщин-директоров было меньше всего. Доходность продаж (показатель операционной эффективности: отношение прибыли до вычета налогов к выручке) была выше на 42%, доходность инвестированного капитала (отношение операционной прибыли к инвестированному капиталу) – на 66%.

По оценке Catalyst, наиболее успешны компании, где в совете директоров присутствует три или более женщин. Согласно исследованию Элисон Конрад и Вики Крамер (опубликовано в Harvard Business Review в декабре 2006 г.), одна женщина в совете директоров часто чувствует себя изолированной. Приход второй женщины может решить эту проблему, но может и создать трудности: они вынуждены осторожничать, чтобы их не заподозрили в сговоре, заявляют исследователи, опросившие 50 женщин-директоров, 12 гендиректоров и семь управляющих делами американских компаний. Качественный сдвиг происходит, когда в руководстве представлены три или более женщины: их начинают рассматривать только как директоров, а не женщин-директоров, совместные обсуждения становятся более насыщенными и информативными.

Корреляция между числом женщин-руководителей и финансовыми успехами частично объясняется открытостью культуры компаний, полагает Роб Маргеттс, председатель совета директоров Legal & General, под началом которого работают две женщины. «Одна женщина старается приспособиться к сложившимся нормам и рассматривается лишь в качестве почетного члена совета, – говорит он. – Две или более женщины начинают менять культуру и нормы поведения в компании».

Рассел Рейнолдс, возглавляющий хедхантинговую компанию RSR Partners, считает идею, что компании должны попросту увеличить представительство женщин в руководстве, «откровенно абсурдной». «Вопрос расы или пола не имеет значения. Клиенты крайне редко говорят: нам нужна женщина, или афроамериканец, или латиноамериканец – им попросту нужны лучшие люди», – говорит Рейнолдс.

Эрик Дэниелс, гендиректор банка Lloyds TSB, где в правлении половина женщин, подчеркивает, что они были выбраны благодаря деловым качествам. «Я бы говорил об этом [соотношении женщин и мужчин в руководстве] скорее как о случайности, чем сознательной гендерной политике», – говорит он.

В крупнейших компаниях, работающих в России, отмечается характерная особенность: доля женщин на руководящих должностях уменьшается по мере повышения уровня ответственности и статуса, говорит директор Московского центра гендерных исследований Ольга Воронина. «Особенно поражает разница в числе женщин среди главных бухгалтеров (82%) и финансовых директоров (22%), выполняющих схожие функции», – отмечает она. Главбух, несмотря на огромную ответственность, – должность исполнительская, тогда как финдиректор разрабатывает стратегию для совета директоров, поясняет Воронина.

Мужчины преобладали в новых назначениях руководителей высшего звена в 2006 г. (74%). Исследование, проведенное центром и PwC, показывает, что в компаниях существуют невысказанные, но вполне очевидные высшему руководству представления о том, до каких ступеней и в какие сферы следует допускать женщин, полагает Воронина.