Реальная история


Все уже забыли, что «Жизель» в Большом театре может вызывать ажиотаж. За два века этот балет, казалось, исчерпал все ресурсы приращения смыслов. Но первое выступление в главных партиях Натальи Осиповой и Андрея Меркурьева обнаружило невероятный энтузиазм публики. Спектакли Осиповой и Меркурьева еще в прошлом сезоне перешли в ранг событий не менее значимых, чем премьеры. Однако оба они – живое отрицание того блистательного и отстраненного стиля, в котором у нас принято воспроизводить классический канон. То, что показали в «Жизели» Осипова и Меркурьев, разделило столичный балетный мир на две партии. Танцовщики обманули ожидания тех, кто готов был многое простить балерине за фантастические полеты, а ее партнеру за обаяние. Триумфа оглушительного и очевидного не было. Виртуозная Осипова внезапно мазала ногами в школьных комбинациях и сознательно приглушала броскую манеру танца, чтобы соответствовать хрупкому образу крестьянки. Меркурьев дозировал вращения и заноски.

И вместе с тем эта пара в «Жизели» обнаружила общий взгляд на старинный спектакль. Сквозь растрепанность еще не собранных воедино пожеланий к своим ролям, когда они метались от воспроизведения романтических гравюр до пластических изломов Матса Эка, Осипова и Меркурьев вернули каждому взгляду и поддержке сюжетный смысл. В их исполнении спектакль перестал распадаться на серию танцевальных номеров и игровых сцен. Появившись из могилы, Жизель так медленно, так мучительно долго склонялась к земле в арабеске, что физически ощущалось, как тяжело и больно возвращается к ней сознание. Альберт же, мчась к Мирте в мелких бризе, тщетно молил о пощаде. Сюжет балета перестал быть только оберткой для прекрасных движений, превратившись в абсолютно реальную историю случайно разрушенной жизни.