Аукционы не так хороши

Эффективность госзакупок на конкурсах выше, чем на аукционах, лучше только электронные площадки

В конкурсах, в которых приняли участие два и более поставщика, начальная цена снижается в среднем на 10,7%, на аукционах – на 5,5%, а на электронных аукционах – на 11%, подсчитало маркетинговое агентство Stanley & Kaufman, исследовав процедуры за январь – ноябрь (общая сумма – 2,35 трлн руб.). На конкурсах закуплено товаров и услуг на 1270 млрд руб., на аукционах – на 197 млрд руб.

Эффективность аукционов ниже из-за влияния «устойчивых пар», когда крупные поставщики сговариваются о разделе заказов после подачи ценового предложения, считает коммерческий директор S&K Александр Корецкий. Устранение этого дефекта увеличит экономию почти втрое, до 15%. В начале года мелкие поставщики неохотно участвовали в аукционах из-за необходимости личного присутствия на торгах, знает партнер «Альфа консалтинг» Александр Иванов.

По данным комитета по конкурентной политике Москвы, среднее снижение цены по городу на конкурсах – 12,7%, на аукционах – 6,8%. Поставщики на аукционах иногда создают видимость торговли, договорившись о распределении контрактов, говорит представитель комитета Анастасия Кочеткова.

Чтобы убрать этот эффект, первые ценовые предложения надо принимать в закрытом виде, считает Кочеткова: это позволит сразу сильно снизить цену. Поможет, говорит она, и ограничение на снижение цены, чтобы крупные поставщики не могли, демпингуя, отбивать у других охоту участвовать в аукционах.

Нельзя сравнивать аукцион по закупке бензина с конкурсом на научную работу, говорит начальник управления ФАС Михаил Евраев: эффективность зависит от группы товаров. Неэффективны и «домашние» торги с двумя участниками, но с появлением единого портала госзакупок в 2010 г. эта проблема будет решена.