Газовая политика: Государство играет на стороне «Газпрома», а не потребителей газа


Как ни парадоксально, усилия Еврокомиссии по ограничению экспансии «Газпрома» в ЕС и строительству газопроводов в обход России направлены на защиту интересов российских потребителей газа. Европейцы стараются сохранить конкуренцию среди поставщиков для того, чтобы цены на газ стали ниже, а «Газпром» пытается эту конкуренцию устранить, чтобы цены повысить. В этих условиях установление российским правительством прямой зависимости российских газовых цен от цен европейских выглядит непонятным. Чем выше будут цены в Европе, тем больше будут платить за газ российские потребители. Получается, что правительство России играет на стороне «Газпрома», а ЕС – на стороне российских потребителей газа.

Постановление правительства о введении принципа равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки конкретизируется в формуле, утвержденной Федеральной службой по тарифам (ФСТ). В упрощенном виде формула ФСТ определяет цену на газ для российских потребителей как среднюю цену экспорта в дальнее зарубежье за вычетом таможенных сборов и затрат на транспортировку, хранение и реализацию газа за пределами России. По сути, ФСТ с помощью двух арифметических действий доказывает, что интересы «Газпрома» абсолютно противоположны интересам остальных физических и юридических лиц России.

«Газпром» приобретает европейские энергетические активы с целью повышения экспортных цен. С точки зрения увеличения консолидированной прибыли европейским электростанциям «Газпрома» не нужно искать на рынках самый дешевый газ – им следует покупать российский газ по максимальной цене. Из-за льготного налогообложения в России рентабельность операций по экспорту газа превышает 150%, что в 15–20 раз выше, чем прибыль в европейской электроэнергетике или газораспределении. Экономить затраты в Европе монополисту не имеет смысла, так как потери заграничной прибыли будут с лихвой компенсированы дополнительной прибылью в России. Таким образом, при равнодоходных ценах любой успех «Газпрома» в приобретении активов в Европе непременно обернется дополнительными расходами для российских потребителей.

Точно таким же образом на кармане российского потребителя отразится: а) любая угроза перекрытия газопровода, б) предупреждение «Газпрома» о том, что европейские потоки будут перенаправлены в Азию, или в) уменьшение затрат на добычу и транспорт газа при одновременном увеличении расходов на приобретение активов за границей. Отметим, что повышение экспортной цены 1000 куб. м на $10 будет означать, что затраты российских потребителей на газ вырастут примерно на $3 млрд.

Согласно формуле ФСТ российские цены могут уменьшиться за счет повышения таможенных пошлин, однако и здесь государство играет на стороне «Газпрома», а не потребителей газа. Эффективная ставка пошлины постоянно снижается – за год она уменьшилась почти на 5%. В условиях равной доходности снижение ставки на 1% обойдется потребителям в $1 млрд дополнительных затрат на топливо. Эффективная ставка пошлины снижается по двум причинам: за счет увеличения экспорта по газопроводу «Голубой поток» и из-за беспошлинного экспорта среднеазиатского газа через компанию Rosukrenergo.

Экспорт по «Голубому потоку» был освобожден от таможенных пошлин в 1999 г., когда ставка пошлины была 5%, а средняя цена экспорта составляла $65. При этом от акциза частично освобождались лишь эти $65, а все, что выше этого уровня, облагалось по обычной ставке 30%. После отмены акцизов на газ в 2004 г. сохранилась буква, но не дух постановления по «Голубому потоку». Льготы стали даже более существенными, что в условиях высоких цен на газ было трудно объяснить. Российским потребителям газа имело бы смысл лоббировать повышение таможенных пошлин на газ или хотя бы отмену льготы по «Голубому потоку».

Что касается реэкспорта среднеазиатского газа, то влияние этого фактора вообще должно быть исключено из правила определения эффективной ставки таможенной пошлины. Иначе получится, что чем больше туркменского газа будет экспортировать «Газпром» через посредников, тем выше будет цена на газ для российских потребителей.

Затраты монополии за пределами РФ уменьшают российские цены. Каждый доллар, добавленный к затратам «Газпрома» на транзит и хранение газа на Украине, в Белоруссии и других странах Восточной Европы, означает доллар, сэкономленный российскими потребителями. «Газпром» пользуется поддержкой большинства россиян, когда сражается против повышения тарифов в соседних странах и при этом продает газ внутри России по сниженным ценам. Но если газовые войны продолжатся в условиях равной доходности, то россияне скорее поддержат не «Газпром», а его украинских и белорусских партнеров.

Наверное, привязка цен российского рынка (объем продаж «Газпрома» – 316,3 млрд куб. м) к ценам европейского рынка (объем продаж – 161,5 млрд куб. м) не вполне корректна. Газовые рынки разных стран очень сильно отличаются друг от друга. Даже в развитых странах разница в ценах на трубопроводный газ может превышать 50%. Так, по данным BP, в 2006 г. средняя цена на газ в ЕС составила $316, а в Канаде – $210 за 1000 куб. м.

Сам «Газпром» справедливо считает, что рыночная цена на газ в России определяется на электронной торговой площадке ООО «Межрегионгаз» и что именно биржевые цены должны стать ориентиром для контрактных цен. Планы монополиста предполагают увеличение объемов торговли с 3% в этом году до 5% в 2008 г. и 10% в 2009–2010 гг. Однако упомянутое постановление правительства РФ о совершенствовании государственного регулирования цен на газ способствует сокращению биржевой торговли. Дело в том, что постановление установило максимальную цену на газ для нового и сверхлимитного потребления в размере 160% от регулируемых оптовых цен. В то же время средняя биржевая цена на сессиях в сентябре – ноябре этого года превышала регулируемые цены на 43%. Получается, что правительство подталкивает «Газпром» к сокращению торгов. Зачем связываться с биржевой торговлей, когда можно заработать больше, продавая газ тем же покупателям по максимальному государственному тарифу?

Новые методы регулирования газовых цен в России плохо увязываются и с популярной идеей газового картеля, целью которого является поддержание высоких цен на природный газ в Западной Европе. Достаточно вспомнить, что страны ОПЕК, экспортируя нефть по высоким картельным ценам, применяют на своих территориях совсем другие цены. Например, цены на бензин в Саудовской Аравии, Катаре и Кувейте в 4–5 раз, а в Венесуэле – в 25 раз ниже, чем в России.

Ценовая политика российского правительства оказывает «Газпрому» плохую услугу. Создаются предпосылки для ликвидации последних намеков на конкуренцию среди газодобытчиков, в то время как во всем мире конкуренция растет. Согласно расчетам самого «Газпрома», к 2030 г. доля российской монополии в мировой добыче газа снизится с нынешних 20% до 12%. В тепличных условиях льготного налогообложения и отсутствия конкурентов в России «Газпром» вполне может потерять статус глобальной энергетической компании и превратиться в «газовый «АвтоВАЗ». Конкуренция с независимыми производителями внутри России – это обязательная составляющая нормального газового рынка и необходимое условие для динамичного развития «Газпрома».

Наверное, стоит отказаться от идеи прямой привязки внутренних цен на газ к европейским ценам и вернуться к планам «Газпрома» по развитию биржевой торговли. В противном случае самым последовательным защитником интересов российских потребителей газа станет комиссар ЕС Андрис Пиебалгс, а не российское правительство.