Оппозиция: Белорусские уроки


Гарри Каспаров осужден на пять суток ареста. Реакция российских политиков и общественных деятелей покажет, способна ли оппозиция противостоять настоящему давлению со стороны властей.

Критически настроенные по отношению к президенту Путину эксперты и политологи давно сравнивают современную Россию с Белоруссией Александра Лукашенко. Многие наблюдатели даже всерьез считают Белоруссию полигоном, на котором отрабатываются политические технологии для последующего применения в России. «Лукашизация» России – уже устойчивый диагноз российского политического процесса, не замечать симптомов просто невозможно. Однако пугают не только инициативы чиновников, но и действия российской оппозиции.

Я много раз был свидетелем и участником общения белорусских политиков с их российскими коллегами. До недавнего времени белорусы испытывали серьезный комплекс неполноценности во время этих встреч. На фоне лощеных и самоуверенных представителей российского демократического движения бедные и постоянно гонимые белорусы выглядели презренными родственниками из далекой провинции. Как ходоки к Ленину, белорусские оппозиционеры приезжали в Москву и 10 лет назад, и пять, и даже полтора года тому назад. В Москве белорусов жалели, над ними посмеивались, иногда помогали, чаще учили жизни. Однако все меняется, изменились и роли в демократическом лагере Союза России и Белоруссии.

Белорусы больше не ищут помощи у своих товарищей по демократическому крылу, белорусские демократы даже позволяют себе предъявлять претензии и торговаться с российской властью по поводу будущих отношений. Белорусские партии под угрозой намного более серьезных репрессий выводят в Минске на улицы в разы больше своих сторонников, чем организаторы маршей несогласных в Москве и Петербурге. Белорусские оппозиционные партии давно решили вопрос об объединении своих потрепанных и разрозненных сил, о поддержке единого кандидата на выборах, о координации действий... Белорусские политики уже давно пережили и преодолели те психоэмоциональные состояния, которые сейчас переживают российские демократы: от ожидания чуда до попыток договориться с властью, от тактики непротивления злу насилием до подпольных ячеек и тайных ночных вылазок. Главное – они научились солидарной защите от репрессий, они создали солидарные программы помощи обвиняемым и осужденным.

Я пишу все это не с целью уязвить российских демократов, своего старшего товарища Бориса Немцова, которого в воскресенье захватили в Питере омоновцы. Наоборот. Может, Владимир Путин и использует приемы Лукашенко, но российская оппозиция явно не анализирует опыт своих белорусских коллег. Власть всегда идет настолько далеко, насколько оппозиция и общество ей это позволяют. Несколько месяцев назад Гарри Каспарова за организацию марша несогласных оштрафовали всего на 1000 руб. Тогда над этим посмеялись. Сейчас Каспарова уже осудили на пять суток ареста. И пока за чемпиона мира по шахматам никто особенно не заступился, новость не стала сенсацией и не вызвала бурю протеста. Если не вызовет, то за следующий марш Каспаров получит 15 суток, а в соседней камере могут оказаться и Немцов, и Белых. А через год к ним присоединится, например, Григорий Явлинский.

Кого волнует чужое горе, лишь бы сберечь собственное счастье и покой. Спохватились, а вокруг – тишина. У белорусской оппозиции ушло 10 лет на консолидацию. Самое время посылать гонцов в Минск за опытом .