Oт редакции: Раздел наследства


Спор между столичной мэрией и федеральным правительством о принадлежности тысяч памятников культуры продолжался с начала 1990-х гг. Постановления Верховного совета и указ Бориса Ельцина предписывали Москве передать в федеральную собственность около 900 памятников. Выяснение отношений затянулось на 15 лет. На днях стороны подписали соглашение – по словам Юрия Лужкова, из 4660 столичных памятников истории и архитектуры в ведение мэрии передадут 1200, в том числе отреставрированный за счет горбюджета Царицынский дворец и здания, вокруг принадлежности которых шли судебные тяжбы. Все эти годы многие из бесхозных памятников разрушались, а многие снимались с охранного учета и «реконструировались» методом сноса и строительства новодела.

Несмотря на подписание нынешнего соглашения, защитники архитектуры тревожатся за будущее памятников. Дело не только в специфическом вкусе столичных чиновников. До сих пор нет единого реестра памятников. Лужков говорит о 4660, между тем в списке Москомнаследия около 7000 объектов культурного наследия. Кроме того, с 1 января 2008 г. истекает мораторий на приватизацию «региональных» памятников. Во многих странах это нормальная практика, позволяющая содержать старинные здания, не перегружая бюджет. Но приватизированный памятник остается памятником, только если существует и исполняется закон, требующий следить за сохранением его облика и аутентичностью материалов.

По мнению экспертов, отечественный закон «Об охране объектов культурного наследия» в отличие от зарубежных не спасает памятники от варваров. Там нет жестких рамок, которые не допускали бы разрушения старинных домов и усадеб под видом реставрации. Кроме того, в России недостаточно подзаконных актов, регламентирующих механизм проверки состояния памятников, находящихся в частной собственности, и наказания нарушителей.