Зубрежка вместо знаний

Российские школьники плохо учат не только математику, но и естественные науки, выяснила Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
С. Николаев

Раз в три года ОЭСР тестирует знания и способности 15-летних школьников разных стран мира. Экзамен по математике 2003 г. неприятно удивил российских экспертов: наши школьники оказались на 30-м месте из 40 стран.

ОЭСР опубликовала предварительные результаты прошлогоднего теста, посвященного естественным наукам (полные результаты появятся во вторник). В нем участвовали школьники 57 стран, Россия – на 33–38-м местах (см. таблицу). Средний результат в ОЭСР – 500. По математике молодые финны тоже были первыми, а канадцы – третьими.

В каждой стране тесты PISA (Международная программа оценки школьников) проходят 4500–10 000 школьников. Вопросы требуют аналитических способностей. Один из вопросов: «Что случится во время торможения автобуса с водой в стакане – она качнется вперед, назад, останется в покое или это невозможно предугадать?» Другой предлагает выбрать наиболее эффективный регион для установки ветровой электростанции, сравнив графики средней скорости ветра за год (нужно выбрать регион с сильным ветром, с равномерным распределением в течение года).

В России результативность обучения измеряется количеством зазубренного материала и его воспроизведением, говорит экс-учитель физики, ректор Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. В лидирующих в PISA странах цель – научить человека обобщать и понимать изучаемый материал. Основным способом оценки знаний школьников стал тест и ЕГЭ, потому ученикам и приходится зазубривать необходимые для их успешной сдачи сведения, замечает учитель географии Татьяна Введенская. Способности к логическому мышлению за последние 10 лет у детей снизились, отмечает она, как и общий уровень знаний.

При довольно приличной учебной программе в российских школах не учат учиться, говорит научный сотрудник американской биотехнологической компании Chromocell Ольга Дедова: учителя не борются со списыванием, не заставляют учить уроки. Образовательные программы в США слабее, но сильных учеников выделяют и заставляют очень активно учиться, говорит она. У нас же в классах смешаны сильные ученики со слабыми, которые не хотят учиться, но их обязательно нужно довести до 9-го класса, говорит Введенская: учителю приходится ориентироваться на самых слабых.

В школы возвращаются учителями, как правило, не лучшие ученики, говорится в сентябрьском докладе Общественной палаты «Готова ли Россия инвестировать в свое будущее?». Негативный отбор – следствие низкого статуса учительской профессии. По подсчетам Высшей школы экономики, средняя зарплата учителей – 10 700 руб., или 84% от средней по стране в 2007 г.

Образовательные программы не дают молодым специалистам возможности эффективно исполнять обязанности на производстве, говорит Александр Осипов, директор по персоналу Череповецкого меткомбината. Нелюбовь к естественным наукам в школе приводит к нехватке технических специалистов.

Ситуация в средней школе будет выправляться так же, как она исправляется в младшей, что показало опубликованное на этой неделе исследование качества чтения и понимания текста PIRLS, уверен министр образования Андрей Фурсенко. В нем Россия заняла 1-е место из 40 стран (в 2001 г. – 12-е место среди 35 стран). Затем следуют Гонконг и Сингапур. Наибольший прирост баллов у россиян – в умении находить информацию в тексте и формулировать выводы.

Постепенно улучшится ситуация и в средней школе, сейчас внедряются новые образовательные стандарты – они ориентированы не на заучивание, а на выращивание компетенций, говорит Фурсенко. Учителям, которые будут переходить на новые методики, нужно доплачивать к базовой зарплате стимулирующую часть, считает Адамский: тогда лучшие смогут зарабатывать до 30 000 руб. в месяц.