Двенадцать футов под кием

Состояние рынка бильярдных столов зависит от того, как много потребителей смогут построить себе дома с комнатой не меньше 35 кв. м
С. Портер

Будущий генеральный директор компании «МБС-бильярд» Виталий Платонов в 1975 г. приехал в Москву из Донецка, закончил Московский горный институт и некоторое время работал по специальности. «В 1989 г. мой друг Анатолий Старков создал Федерацию бильярдного спорта СССР, а в 1990 г. – Союз профессиональных бильярдистов. Эти две организации оказали неоценимую помощь в становлении компании», – рассказывает Платонов. Профессиональные бильярдные столы в СССР вообще не выпускались, и, чтобы исправить ситуацию, в 1990 г. была создана компания «МБС-бильярд». Старков, Платонов и их итальянский партнер (выбывший из проекта из-за сложностей ведения бизнеса в России) вложили в создание новой компании $12 000 личных сбережений.

«23 июля 1992 г. мы выпустили первый стол, на котором осенью того же года состоялась финальная игра чемпионата России по русской пирамиде, – вспоминает Платонов. – Мы столкнулись с огромными трудностями: не было ни производственной базы, ни чертежей, ни специалистов. Воссоздать чертежи нам помогли игроки старой школы – Леонид Самотис, Георгий Митасов, Владимир Симонич. Комплектующие – плиты, резину, сукно, деревянный каркас – делали сами». «Мы пытались сделать сукно, соответствующее мировым стандартам, – вспоминает бывший сотрудник ЦНИИ шерсти, а сейчас директор компании «Химтекс» Владимир Огнев, – пряжу брали в одном городе, ткали в другом, отделывали в третьем».

«Классические плиты для столов изготавливаются из итальянского камня ардезии. В начале 90-х достать ее было невозможно, и мы организовали на производство бильярдных плит из алюминиевого сплава и синтетического гранита, – рассказывает бывший технический директор «МБС-бильярд» Виктор Старшов. – А через несколько лет ардезия стала дешевле сплавов, и мы начали ее закупать».

Годы монополии

В 1993 г. компания выпустила 10 столов, заработав около $30 000. Первые семь лет обороты компании увеличивались на 15–20% в год. «У нас не было проблем со сбытом, – отмечает Платонов. – Часть продукции продавали по льготным ценам региональным федерациям бильярдного спорта». «У «МБС-бильярд» всегда были столы очень приличного качества», – признает вице-президент Федерации бильярдного спорта России Георгий Митасов.

До 1994 г. «МБС-бильярд» была монополистом российского рынка. Потом появился первый конкурент – белорусская компания «Руптур» (г. Жодино). «Мы бойцы в маленькой деревне, – говорит директор «Руптура» Александр Соколов, – и хотя в Белоруссии нашу продукцию покупают хорошо, нам интересен огромный российский рынок». В 1998 г. в игру вступила компания «Старт» (Новосибирск), у которой сейчас около десятка представительств по России. «Главными конкурентами из производителей я считаю компанию «Руптур», так как она работает на Россию, – говорит заместитель директора компании «Старт» Игорь Ембулаев. «Производители столов для массовых клиентов – наши конкуренты по роду продукции, но не по виду изделия. Наша особенность – сделанные на заказ столы профессионального качества», – отмечает Платонов. «МБС-бильярд» первыми выпускали профессиональные бильярдные столы в СНГ. Сейчас они отошли от спорта, но качество у них профессиональное», – отзывается Соколов.

Разовая продукция

«МБС-бильярд» в год выпускает около 200 серийных столов 10 базовых моделей, которые реализует через собственную розничную компанию. Стоимость стола – $5000–10 000, зависит от материала, конструкции и сложности исполнения. Некоторые сложные модели делаются по полгода. Комплект из пяти плит ардезии стоит $2500, 1 куб. м дерева – $300–5000. Ручная работа резчика может увеличить стоимость до $20 000. «Такие столы заказывают редко», – говорит Платонов. «Три года назад я заказал в «МБС-бильярд» стол нестандартного размера под уже готовую бильярдную комнату, – рассказывает певец и композитор Вячеслав Добрынин. – До этого, конечно, собирал информацию, узнал, что у компании хорошая репутация». 85% клиентов «МБС-бильярд» – частные заказчики, остальные – спортивные и развлекательные клубы. «В этой компании мы купили три стола для русского бильярда и три – для американского. Качество отличное», – отзывается директор РЦ «Джигсо» Павел Завражнов.

Последствия бума

Сейчас у «МБС-бильярд» собственное производство, на котором работает 60 человек. Годовой оборот компании – около 20 млн руб. «В последние семь лет в стране начался бильярдный бум. Из 100 строящихся домов в 80 уже на стадии проекта закладывается бильярдная комната», – рассказывает Платонов. «Это престижно и популярно, – соглашается главный архитектор компании «Арт-департмент» Инесса Белоусова. На волне тенденции в «МБС-бильярд» появилась новая услуга – оформление интерьера бильярдных комнат. «Это направление приносит нам даже больше прибыли, чем производство столов, – признается Платонов. – Стоимость отделки варьируется в диапазоне $200–1000 за 1 кв. м». Такую же услугу предлагают клиентам и «Старт», и «Руптур».

«В последние годы основной проблемой для российских производителей бильярдного оборудования стал большой наплыв низкосортной, дешевой продукции из Китая, – говорит Платонов. – Кроме того, специфика рынка обусловлена тем, что это молоко вы покупаете каждый день, а бильярдный стол – раз в 10 лет».

«Рынок стирального порошка Белоруссии значительно больше, чем рынок бильярдных столов всего СНГ, – усмехается Соколов из «Руптура». – Я не знаю более трудно продаваемого товара. Стол же нужно куда-то ставить!»

«Наш бизнес зависит от того, сможет ли человек построить себе дом с комнатой площадью не меньше 35 кв. м – под 12-футовый бильярдный стол», – соглашается Платонов, но добавляет, что «перспективы у бизнеса хорошие». «Пока в стране стабильность, бильярдная индустрия будет процветать», – полагает Ембулаев из «Старта».