На континентах: Охоту ведут знатоки


Ньюби-Холл, дом XVIII в., спроектированный шотландским архитектором Робертом Адамом, становился мишенью злоумышленников три раза. Первый налет произошел в предрассветные часы 29 июня и имел самые плачевные последствия: был украден бесценный стол работы знаменитого английского мебельщика Томаса Чиппендейла. «Этот стол был сделан специально для Ньюби в 1775 г. и с тех пор неизменно служил украшением интерьера, – рассказывает владелец дома Ричард Комптон. – Когда воры проникли в дом, сработала система сигнализации, но им удалось улизнуть за считанные секунды. Украденный стол – один из самых выдающихся образцов работы Чиппендейла, он неоднократно становился объектом исследований специалистов и фигурирует во многих книгах по мебели, что делает практически невозможным его открытую продажу на рынке. [Но] у нас просто сердце кровью обливается при мысли о том, где он сейчас может находиться. Полиция в настоящее время разрабатывает несколько версий, и все, что нам остается, – это верить в то, что скоро он снова займет свое почетное место в нашем доме».

Судя по всему, с приходом осени вспышка краж в графстве Йоркшир прекратилась. Тем не менее «экспертные» кражи подобного рода остаются серьезной проблемой не только для Великобритании, но и для Европы в целом. Хотя официальной статистики по хищению предметов искусства и антиквариата из домов, являющихся историческими памятниками, не существует, этот вид бизнеса сейчас процветает. По крайней мере, такого мнения придерживается Дик Эллис, основатель подразделения по искусству Скотланд-Ярда. В настоящее время он через лондонскую компанию Art Management Group занимается предоставлением консультаций по обеспечению безопасности, а также услуг по проведению расследований краж и возврату имущества потерпевшим. «Наряду с внезапной вспышкой ограблений в Йоркшире этим летом похожие кражи со взломом имели место в графстве Линкольншир, в области Шотландских границ и, насколько мне известно, в графствах Суррей и Сассекс», – сообщает он.

«Судя по информации, поступающей к нам от ассоциаций – членов нашего союза, кража культурных ценностей и произведений искусства становится все более серьезной проблемой», – добавляет Гислен Д’Урсе, исполнительный президент Союза ассоциаций исторических домов Европы, членами которого являются владельцы 25 000 объектов недвижимости из разных стран континентальной Европы.

Д’Урсе также сообщает, что в Бельгии «в течение последних 12–15 месяцев число крупных ограблений возросло на 200%. За последние два года мишенью взломщиков стали три больших дома неподалеку от Брюсселя». Самое громкое из этих преступлений – похищение коллекции произведений искусства из замка Кастель ван Грут Бигарден в 2006 г., откуда ворам удалось вынести тщательно отобранные гобелены и картины стоимостью несколько миллионов евро.

Тем временем, по словам Чарльза Хилла, бывшего следователя полиции, который помог вернуть в Музей Мунка (Осло) знаменитую картину «Крик», во Франции «сложилась просто ужасная ситуация с ограблениями замков». «Я могу привести несколько десятков примеров только за этот год, – говорит он. – По нашим подсчетам, исходя из последних событий ситуация по кражам со взломом во Франции статистически значительно более неблагоприятная, чем в Бразилии, что несколько противоречит логике», – добавляет Чарльз Дапплин, глава отдела по работе с объектами искусства и частными клиентами страховой компании Hiscox, клиентами которой являются многие владельцы исторических домов Европы.

Чем же исторические дома так привлекают злоумышленников? Во-первых, легкостью разработки плана ограбления. Ведь сейчас на веб-сайтах по недвижимости (например, GoogleEarth) такие здания можно рассмотреть во всех деталях – прямо как на ладони, а порталы, посвященные предметам искусства и старины, содержат самую исчерпывающую

информацию о том, какие из них являются наиболее ценными. Так, Дик Эллис утверждает, что в Ньюби-Холле «преступники, несомненно, были осведомлены об истинной ценности стола работы Чиппендейла».

Дома, зарегистрированные в местных или общенациональных исторических ассоциациях, особенно в тех, которые открыты для широкой общественности, также могут фигурировать в интернете, в частности на сайте Images of England («Образы Англии») организации English Heritage («Английское наследие»). Помимо этого в Великобритании объекты жилой недвижимости, которым присваиваются разнообразные высокие статусы, как правило, вносятся в онлайн-реестр HM Revenue & Customs (британского Управления по налоговым и таможенным сборам) в качестве объектов недвижимости, условно освобожденных от налогообложения (такие объекты освобождаются от налога на наследство, чтобы оставаться в собственности семьи, и за это домовладельцы на определенных условиях открывают доступ в свои дома для населения). Конечно, это еще не план ограбления сам по себе, но так, с миру по нитке, набирается нужная информация.

Во-вторых, в большинстве случаев полученная выгода с лихвой окупает риск. Многие владельцы шикарных поместий и усадеб не живут в них постоянно, и дома месяцами пустуют, так что иногда сам факт кражи обнаруживается далеко не сразу. Особую проблему представляют здания, расположенные особняком, вдали от других домов, поскольку даже при сработавшей охранной сигнализации полиция не всегда может мгновенно оказаться на месте преступления. Так, в феврале 2006 г., в британском графстве Уилтшир при ограблении усадьбы XVII в. Рэмсбери-Мэнор, принадлежащей одному из магнатов в сфере недвижимости Гарри Хайамсу, банде грабителей пытался помешать шофер домовладельца. Хотя полиция среагировала оперативно, преступникам все же удалось вынести несколько сотен мелких предметов, таких как часы, столовое серебро и фарфор, стоимость которых оценивается в миллионы фунтов стерлингов.

Во Франции особым почетом пользуется подразделение национальной полиции по борьбе с хищением и контрабандой предметов старины и искусства – Центральное управление по борьбе с незаконной торговлей культурными ценностями. В августе управлением были обнаружены и возвращены владелице картины и рисунки Пикассо, украденные в феврале из парижской квартиры внучки художника. Однако, по словам Дика Эллиса, в большинстве стран «горькая правда состоит в том, что раскрытие данного вида преступлений не имеет приоритетного значения, что значительно облегчает жизнь злоумышленникам».

Поскольку в Великобритании «больше не существует ответственного по делам, связанным с предметами искусства и старины, в каждом из 43 формирований британской полиции у ее сотрудников нет возможности рассматривать данные виды краж как серию преступлений. С открытием границ у нас стали гастролировать банды из Восточной Европы, почувствовав запах легкой наживы», говорит Эллис.

Помимо этого, как отмечает Гислен Д’Урсе, силы правопорядка, полицейские и таможенные управления ограничены в свободе пересечения административных границ: «Грабители знают, что они могут перевозить краденое через любые границы, а представителям полиции потребуется шесть месяцев на то, чтобы получить разрешение на преследование преступников и ведение следствия в другой стране».

Когда около 10 лет назад был ограблен его собственный дом, Кастель-Хекс (усадьба XVIII в. на юге бельгийской провинции Лимбург), Д’Урсе решил не ограничиваться обращением в бельгийскую полицию и воспользовался также услугами частных детективов. Нескольких членов преступной группировки, совершившей кражу, удалось задержать, однако его фамильные ценности были уже далеко – их продали в Голландии и Франции. Теперь он занимается лоббированием европейского законодательства, которое позволило бы максимально ограничить возможности для контрабанды.

На руку преступникам и заметное оживление рынка предметов искусства и старины: они могут рассчитывать на получение крупной наживы от сбыта краденого имущества, при условии что товар не является уникальным или легко опознаваемым. Объектом повышенного интереса злоумышленников теперь являются и крупные архитектурные элементы: мраморные камины, декоративные колпаки для дымовых труб и даже свинцовая кровля, а также старинные детали оформления сада, такие как скульптуры, урны, чугунные скамейки и кованые ворота.

Джудит Миллер, специалист по оценке антиквариата, нередко публиковавшаяся в газете Financial Times, рассказала, что ей пришлось перенести свинцовые урны XIX в. из сада в дом, как только она и ее страховщики заметили резкое повышение цен на недвижимость на аукционе. «Попробуйте застраховать какую-нибудь вещь из вашего сада стоимостью 20 000–50 000 фунтов стерлингов, и вы заметите явное отсутствие радости по этому поводу у ваших страховщиков, – говорит она. – В моем случае они потребовали принять особые меры предосторожности и закрепить урны болтами».

«На первый взгляд подобное беспокойство кажется сумасшествием, ведь зачастую поднять такие предметы человеку просто не по силам, – добавляет Миллер, – но я слышала о случаях, когда в ход шли даже подъемные краны». В прошлом году с территории Университета Роухемптона на юго-западе Лондона пропала бронзовая скульптура работы Линна Чэдвика, а совсем незадолго до этого Фонд Генри Мура в графстве Хертфордшир лишился произведения самого Генри Мура весом в 2 т. Обе скульптуры были похищены с помощью подъемных приспособлений.

Ник Уэй, генеральный директор Ассоциации домов – памятников истории Великобритании, лучше чем кто бы то ни было осведомлен о существовании подобной тенденции. Из 1500 членов его организации около 500 на тех или иных условиях предоставляют доступ в свои дома населению. Это не только дает добропорядочным посетителям возможность увидеть объекты культурной ценности, но и позволяет ворам определить местонахождение ценных предметов и оценить используемую систему безопасности. В августе 2003 г. двум посетителям замка Драмлэнриг, шотландской резиденции герцога Бакклью, удалось похитить картину Леонардо Да Винчи «Мадонна с веретеном». Им не помешало даже сопротивление экскурсовода, с которым они легко справились. Полотно было найдено в начале этого месяца, однако, как отмечает Уэй, «подобные случаи заставляют участников ассоциации хорошенько призадуматься». В этой связи его организация попросила Хилла произвести оценку рисков и предоставить рекомендации по разработке детальных планов обеспечения безопасности.

Воры, к сожалению, становятся все более и более изобретательными. Помимо использования интернет-ресурсов и в некоторых случаях – новейших образцов подъемного оборудования в последнее время все больше грабежей совершается с отравлением владельцев наркотическим газом. «Люди просыпаются с жуткой головной болью и, естественно, обнаруживают, что все уже вынесено. 10 лет назад мы ни разу не слышали об использовании наркотического газа на юге Франции, а этим летом было по 4–5 случаев подобных ограблений в месяц, – рассказывает Чарльз Дапплин. – Эта тенденция набирает обороты и уже распространяется на Испанию».

Типичным примером может послужить случай, который произошел с одной британской супружеской парой. Однажды они проснулись поздно утром в своем доме неподалеку от Сен-Тропе и обнаружили, что все представлявшее ценность движимое имущество, включая даже прикроватные тумбочки, исчезло. Свидетели преступления, которые видели, как несколько человек грузят в мебель в фургон, просто-напросто решили, что семья переезжает.

Что же советует Чарльз Дапплин? «В первую очередь – быть скромнее, – говорит он. – Существует весьма заметная связь между демонстрацией внешних признаков благосостояния и визитами злоумышленников. Если вы часто ездите на желтом «Феррари» в сопровождении увешанной драгоценностями супруги, вы имеете гораздо больше шансов стать жертвой непрошенных визитов, чем те, кто ведет более аскетичный образ жизни. Hiscox является крупнейшей компанией по страхованию людей от похищения, мы даем схожие советы и владельцам исторических домов».

Чрезвычайно важно прибегать не только к профессиональным услугам страховых компаний, таких как Hiscox, AXA Art и проч., но и к услугам компаний по обеспечению безопасности, таких как Art Management Group Эллиса. Не стоит забывать и о службах, которые помогают пострадавшим от краж, таких как всемирная база данных похищенных предметов искусства и старины Art Loss Register – она позволяет обнаружить и вернуть украденные предметы, когда они появляются в открытой продаже на рынке.

Владельцы домов тоже не сидят сложа руки – они объединяются в союзы для оказания взаимной помощи. Так, в мае этого года сэр Томас Ингилби, семья которого на протяжении вот уже семи веков проживает в замке Риплей неподалеку от городка Хэррогейт (графство Йоркшир), решил возродить горячую линию для владельцев старинных домов Stately Home Hotline. Это интернет-сообщество дает возможность владельцам исторической недвижимости и ценных коллекций обмениваться советами и информацией. Члены сообщества сообщают о преступлениях и об их почерке, рассылают по электронной почте конфиденциальные сообщения с описанием подозрительных посетителей и с подробными сведениями о пропавшем имуществе. Чрезмерная на первый взгляд бдительность, по-видимому, уже принесла свои плоды. «Начиная с июля все успокоилось», – отмечает сэр Ингилби. «Возможно, преступники решили устроить себе длительный отпуск где-нибудь в Испании… Когда они решат вернуться, мы будем готовы к встрече», – предупреждает он. (FT, Мария Гаврилова)