Передача власти: Выборы 17 декабря


Парламентские выборы прошли, Центризбирком обещает подвести их окончательные, собственно электоральные итоги уже к концу нынешней недели. Но до обнародования реальных политических результатов голосования 2 декабря придется подождать еще недели две. Граждане отдыхают после предвыборной гонки, а вот элита, напротив, напряженно готовится к теперь уже действительно судьбоносному выбору 17 декабря на съезде «Единой России».

Владимир Путин вплотную приблизился к тому рубежу, когда необходимо внести ясность в ту часть плана своего имени, которая связана с конкретными именами и фамилиями новой конфигурации власти. Однако не в традициях президента совсем лишать ситуацию интриги и возможностей выбрать из нескольких вариантов. Поэтому, конечно, нельзя совсем исключать варианта, при котором – согласно имевшему в свое время место высказыванию Владимира Путина – «преемника не будет, а будет кандидат». Причем несколько.

Вероятность подобного развития событий даже немного возросла. Произошло это в результате прохождения в Госдуму «Справедливой России», которая теперь, так же как и единороссы, получит в качестве парламентской партии право выдвинуть своего кандидата в президенты по облегченной схеме. Съезд эсеров предусмотрительно назначен на 22 декабря, т. е. уже после того, как своего кандидата на пост президента назовет «Единая Россия». У мироновцев, но главным образом у президента, будет еще пять дней, чтобы решить вопрос о выдвижении «младшего преемника» или ограничиться сугубо техническим кандидатом для подстраховки основного номинанта.

Нельзя, впрочем, игнорировать и оговорку Сергея Миронова о том, что его партия присмотрится к тому, выдвинет или нет своего кандидата движение «За Путина». Таким образом, в зависимости от ситуации и принятых президентом Путиным решений к 23 декабря – моменту завершения периода выдвижения кандидатов на мартовских выборах – Кремль может иметь «на старте» от одной до трех кандидатур.

В то же время на сегодняшний день сценарии кампании с конкуренцией нескольких кандидатов Кремля выглядят все же политически и не очень вероятными, и довольно опасными. Поскольку явно могут спровоцировать дальнейшее развитие тех процессов, которые сегодня в пространстве публичной политики находят свое выражение в таких явлениях, как «дело Сторчака» или «откровение от Шварцмана». Иначе говоря, выдвижение нескольких кандидатов может, конечно, позволить Путину держать интригу и избегать синдрома «хромой утки», однако, с другой стороны, уровень внутриэлитной напряженности по поводу смены власти довольно высок и внутривидовая конкуренция преемников может привести к совсем уж неожиданным и ненужным всплескам в идущей сейчас схватке бульдогов под ковром.

Поэтому, скорее всего, мы все же увидим выдвижение единственной реальной кандидатуры на съезде «Единой России», что, впрочем, не исключает, что будет и второй, но явно подстраховочный кандидат. Но в том, что касается миссии главного кандидата от «Единой России», возможны варианты. Фамилия, которая прозвучит 17 декабря, должна дать ответ на ключевой вопрос – увидим ли мы выдвижение преемника, что называется, «всерьез и надолго», т. е. как минимум на четыре года. Или нам будет явлена конфигурация, при которой заранее можно будет предположить, что весьма велика вероятность лишь временного оставления Владимиром Путиным поста главы государства.

Возможно, именно такой сценарий сейчас обдумывает действующий президент, и в таком случае получают довольно логичное объяснение вчерашние слова Владимира Путина о том, что в будущем парламентские и президентские выборы в стране следует развести по срокам.

Принципиально такое разведение президентского и парламентского избирательных циклов возможно в результате того, что, к примеру, к 2009 или 2010 г. созреют предпосылки для проведения в России досрочных парламентских или президентских выборов. Причем это может произойти необязательно в силу каких-либо кризисных форс-мажорных обстоятельств. Вполне возможно, что просто до какого-то законодательного итога будет доведена имевшая уже место дискуссия о целесообразности увеличить конституционный срок полномочий президента страны до 5–7 лет. И в этом случае, после принятия соответствующих поправок к Конституции, вполне возможным станет их немедленное введение в действие, закрепление и легитимация новой практики на внеочередных президентских выборах. Причем все возможности для участия в них Владимира Путина будут открыты.

Так что вполне возможно, что уже 17 декабря можно будет заглянуть в будущее не на три месяца, а на три года.