Маркетолог уходит с орбиты

Space Transport больше не хочет участвовать в коммерческих запусках спутников с космодрома Байконур. Контроль над проектом компания хочет продать Центру им. Хруничева

International launch services

Оператор по коммерческим запускам спутников ракетой «ПРОТОН». Создан в 1995 г. «Хруничевым» и американским Lockheed Martin. Но в 2006 г. американская компания вышла из проекта, продав Space Transport все свои доли в ILS. Акционеры – Space Transport (50%), Lockheed Khrunichev Energia International (50%). В свою очередь, 51% акций последней также принадлежит Space Transport, 32% – «Хруничеву», 17% – РКК «Энергия». Финансовые показатели не разглашаются.

Начальник управления Роскосмоса Александр Чулков рассказал «Ведомостям», что недавно ГКНПЦ им. Хруничева уведомил его ведомство о намерении компании Space Transport продать свою долю в совместном предприятии International Launch Services (ILS, см. справку). В ответ Роскосмос поручил госпредприятию в кратчайшие сроки проработать все возможные варианты приобретения пакета. Space Transport действительно предложила российскому партнеру выкупить все его доли в ILS, подтверждает менеджер одной из «дочек» «Хруничева». Руководитель пресс-службы ГКНПЦ им. Хруничева Александр Бобренев заявил, что не может подтвердить эту информацию. Президент компании Space Transport Ричард Л. Кэмпбелл лишь отметил, что возможностью покупки доли его компании в ILS интересуются многие. Но от комментариев в отношении возможной продажи доли в ILS «Хруничеву» он отказался.

ILS владеет эксклюзивными правами на коммерческие запуски спутников ракетами-носителями «Протон» производства «Хруничева». С 1995 г. ILS совершила 41 запуск на общую сумму $2,5 млрд. В 2007 г. ILS вывела на орбиту три спутника, а один запуск оказался неудачным.

Эксперты затрудняются оценить возможную стоимость сделки. Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Андрей Ионин допускает, что ее сумма может доходить до $250 млн. Но если Space Transport решила выйти из игры, ее долю придется покупать. Ведь без ILS нельзя продать ни одного запуска не только «Протона», но и еще не созданной «Ангары», которая объявлена приоритетом российской космической программы, разъясняет Ионин. Впрочем, перспективы проекта довольно туманны. Срок замены спутников с развитием технологий становится все больше, и это было главной причиной, почему Lockheed Martin рассталась со своей долей в ILS. А продвигать запуск «Протонов» без Lockheed все сложнее, отмечает эксперт. К тому же основной конкурент ILS – европейский EADS уверенно лидирует. В 2007 г. концерн запустит шесть ракет, при том что запуск его изделия Arian 5 вдвое дороже.