«Хлеба» и «Танки» вырвались вперед

Вручение премии Кандинского превратилось в перформанс, посвященный творческой независимости и интеллектуальной свободе художника
С. Николаев

Церемония награждения премией Кандинского началась в зале Винзавода выходом двух милиционеров. Когда они обнялись на сцене, зал гоготнул. Когда на фоне их шутовских ласк возникла надпись: «У каждого жеста может быть бесконечное количество интерпретаций. Василий Кандинский», – счастливо расхохотался. Стало ясно, что все пройдет в стиле лучших образцов современного искусства: нагло, весело, умно и талантливо. Так и случилось.

Сама церемония стала произведением современного искусства, которое можно интерпретировать в том числе и как ответ министру культуры Александру Соколову. Вели ее художники Мизин и Шабуров – авторы фотографии целующихся в березовой роще милиционеров, вызвавшей министерское обвинение в порнографии. Премии вручали: философ Валерий Подорога, выступивший с размышлением о том, что искусство, имеющее зрителя, не может называться актуальным; композитор Владимир Мартынов, выразивший надежду, что, передавая приз победительнице в номинации «молодой художник» Владлене Громовой, он передает ей и заряд творческой энергии, полученный им когда-то от Игоря Стравинского; директор Фонда Соломона Гуггенхайма Томас Кренц, смущавшийся, что его речь переводит милиционер (оказавшийся переводчиком); театральный гений Роберт Уилсон, долго и завораживающе читавший монолог из пьесы Беккета.

В зале сидели коллекционеры, вложившие в современное искусство немалые деньги. Сообщество серьезных творческих, интеллектуальных и коммерческих сил демонстрировало, что современное искусство – не забава бесстыдников, а имеющее своих героев и ценителей «искусство, которое не отражает, а создает мир».

Закавыченное определение принадлежит Анатолию Осмоловскому – главному лауреату премии Кандинского, названному «художником года». И это очень правильный выбор. Во-первых, потому, что работы Осмоловского «Танки» (модели башен танков, интерпретированные в конструктивистской эстетике в виде декоративных объектов) и «Хлеба» (иконостас из черных досок, похожих на куски ржаной буханки) – сильные и развивающие русскую художественную традицию (это оказалось решающим для международного жюри). Во-вторых, потому, что Осмоловский проделал путь от зло эпатирующего общество левака (это было в 90-е гг.) к осознающему свою роль и ответственность зрелому художнику-интеллектуалу. Такой путь одолел не он один, но и не большинство художников.

Понятен выбор жюри и в номинации «медиапроект». Владислав Мамышев-Монро выиграл в ней, сыграв злую пародию на Любовь Орлову в переделанной версии фильма «Волга-Волга». Жюри расценило это как «деконструкцию сталинской эстетики». Премию Кандинского вручали впервые, все получилось: сильные участники, авторитетное жюри, понятные награждения. А то, что главные победы достались художникам, работающим с русской традицией, а не в интернациональном контексте, так это только доказывает силу и значительность нашего художественного прошлого. Мощь его творческой энергии.