CDMA, GSM и Пиноккио. Гульнара Хасьянова, гендиректор компании «Скай линк»

Генеральный директор «Скай линк» обещает завоевать 10% российского рынка с помощью трубок, работающих в двух стандартах связи
С.Николаев

Компания «Скай линк» была создана в 2003 г. АФК «Система» и датским бизнесменом Джеффри Гальмондом, которые к тому времени уже владели долями в бурно растущих операторах сотовой связи – МТС и «Мегафоне». Объединив в «Скай линк» «Московскую сотовую сеть», петербургскую «Дельта телеком» и еще около 40 региональных компаний, они решили cоздать общероссийскую сеть в стандарте CDMA, который в основном используется в Азии и США, уступая по популярности GSM. Но в России CDMA, главное преимущество которого – мобильный интернет и высокоскоростная передача данных, пока особо не прижился: за четыре года работы «Скай линк» удалось набрать лишь около 500 000 абонентов, в то время как GSM-операторы обслуживают уже более 165 млн абонентов. А весной операторы «большой тройки» (МТС, «Вымпелком» и «Мегафон»), на которых приходится около 140 млн клиентов, получили лицензии на сотовую связь третьего поколения (3G), которая также позволяет предоставлять услуги мобильного интернета на высоких скоростях. Акционеры «Скай линк» решили придать развитию бизнеса новый импульс, чтобы не уступить рынок конкурентам, и поставили во главе компании нового гендиректора Гульнару Хасьянову.

1992

начала карьеру в компании «Междугородный и международный телефон» с должности специалиста по маркетингу

2001

глава управления маркетинга «Ростелекома»

2003

коммерческий директор «Ростелекома»

2005

замгендиректора «Межрегионального транзиттелекома»

2007

генеральный директор «Скай линк»

«Скай линк»

Крупнейший в России сотовый оператор на рынке cdma-услуг. Около 500 000 абонентов. Лицензии CDMA – в 67 регионах (остальное у «дочек» «Связьинвеста»), GSM – в 45 регионах (4-е место в России).

– Вы уже пятый гендиректор «Скай линк». Как воспринимают вас в компании?

– Когда ты пятый, кризис доверия к руководителю реально присутствует. Но любую ситуацию можно изменить. Я надеюсь, что региональные компании уже почувствовали эти изменения, и у меня нет проблемы коммуникации ни с гендиректорами [региональных компаний], ни с представителями обеих компаний-акционеров.

– Какие основные задачи перед вами поставили акционеры?

– В ближайшей перспективе – перестроить бизнес компании в соответствии с открывающимися возможностями рынка мобильной передачи данных, на котором «Скай линк» может занимать лидирующие позиции.

– Зачем компании понадобились частоты для работы в стандарте GSM, конкурирующем с CDMA?

– Сейчас абоненты CDMA- и GSM-сетей не пересекаются друг с другом. Развитие двух стандартов сразу может дать клиентам преимущества: одно устройство используется для передачи голоса в обоих стандартах, [а также] данных с максимально высокой скоростью. Плюс международный роуминг, даже со странами, где нет GSM-операторов, – например, Китаем, США и рядом других стран, где действуют крупные CDMA-сети. На ближайшие годы основной тренд на телекоммуникационном рынке состоит именно в интеграции стандартов и устройств.

– Но ведь вам не удастся охватить двухстандартной сетью всю Россию?

– В Москве и Петербурге у нас будет только CDMA. В 42 регионах, где мы получили частоты для работы в GSM, будет две сети. Уже разработана сдвоенная ruim/sim-карта, продается телефонный аппарат Ubiquam 502, тестируется коммуникатор AnyData, продажи которого мы планируем начать до конца года. Эти трубки работают в двух стандартах одновременно.

– Возглавив летом «Скай линк», вы заявили об амбициозных планах занять 10% рынка. Это по количеству абонентов или по выручке?

– Мы претендуем на долю рынка в деньгах. Доля рынка по абонентам может быть несколько ниже. У «Скай линк» всегда был самый высокий показатель дохода на абонента (ARPU) в России – благодаря безлимитным тарифным планам, опережающему росту рынка мобильного широкополосного интернет-доступа.

– При этом ARPU «Скай линк» упадет?

– Рынок [мобильной передачи данных] становится все более конкурентным. Тарифы будут снижаться, но объемы потребления будут расти. Сейчас наш ARPU – около $50 в месяц. В Москве это около $57, в Петербурге – чуть меньше, а в регионах – около $31 в месяц. Мы планируем снижение среднего показателя ARPU примерно до $30 в месяц к 2011 г.

– Когда 3G-сети запустят операторы «большой тройки», останутся ли у вас конкурентные преимущества?

– В ближайшие два-три года «Скай линк» сохранит самую высокую скорость мобильной передачи данных. Мы не боимся конкуренции с 3G, потому что у нас высокоскоростные сети работают уже в 30 регионах, а в ближайшие два года мы планируем довести их количество до 69. К моменту выхода на рынок конкурентов у нас будут лучшее покрытие и более высокая скорость передачи данных. К тому же с запуском 3G-услуг другими операторами рынок будет разогреваться и расти быстрее, и это в наших интересах.

– Но ведь крупные операторы могут больше и быстрее инвестировать в развитие сетей третьего поколения...

– Наши сети не потребуют значительных инвестиций, разве что на расширение. А в остальных городах требуются гораздо меньшие вложения: плотность населения там меньше, а преимущество технологии CDMA [по сравнению с GSM] в том, что одна базовая станция обслуживает территорию в радиусе 50 км – в шесть раз больше, чем базовая станция GSM.

– Вам еще понадобятся новые CDMA-лицензии?

– Частоты для CDMA выдаются в каждом регионе только одному оператору. Можно вести речь либо о совместных проектах, либо об использовании бренда, роуминге и т. д. Мы планируем предложить другим компаниям, работающим в CDMA, использование нашего бренда, маркетинговых наработок. Уже обсуждаем это с «Центртелекомом».

– Есть ли у вас совместные проекты с другими «дочками» АФК «Система»?

– Услуги «Скай линк» продаются в розничной сети «ТС-ритейл». Проекты с МТС в стадии обсуждения. С «Комстар-ОТС» сейчас прорабатываем совместный проект, который планируем реализовать до конца года.

– Каков сейчас долг «Скай линк» и когда планируете выйти на безубыточность?

– Долг «Скай линк» составляет около $500 млн. В августе – октябре мы реструктурировали все долги на три-пять лет, так что сейчас наличие задолженности не является для нас критичной проблемой.

– Женщин топ-менеджеров такого уровня, как вы, в России не так много. Остается время на семью, как проводите свободное время?

– Свободного времени у меня практически нет, время, не занятое работой, провожу со своей маленькой дочкой, ей еще нет трех лет. Вместе с ней играю в снежки, рисую красками, леплю из пластилина и читаю детские книжки. Сейчас переживаем приключения «Пиноккио».