Волшебный порошок

Развитию рынка противопожарного оборудования помогает российское законодательство и мешает российский менталитет
В.Баранов

В 2001 г. бизнесмен из Новосибирска Сергей Брагин создал компанию «Сибирский проект»: вложив около $10 000, запустил производство порошковых модулей (автоматических огнетушителей) «Ураган». В первый год работы компании ее оборот составил около $300 000, сейчас приближается к $1,5 млн.

10 000 «Апокалипсисов»

Диплом инженера Сергей Брагин получил в Новосибирском техническом университете, пять лет проработал на заводе низковольтной аппаратуры, а потом служил в космических войсках на комплексе «Ураган». Из армии Брагин вернулся в «перестроечную» страну. «Пошел начальником цеха на свой завод, но быстро увидел, какие горизонты открываются для предпринимательской деятельности», – вспоминает Брагин. Осваивать горизонты начал вместе с другом: решили издавать философский журнал, а средства на него зарабатывать издательством. «И напечатали 10 000 экземпляров «Апокалипсиса Иоанна Богослова», – вспоминает Брагин. – Удивительно, как мы сразу не погорели». Заказчик, который должен был выкупить тираж, исчез. Брагин начал продавать «Апокалипсисы» сам. «Еще несколько лет во всех сельпо мы встречали наш «Апокалипсис», – вздыхает Брагин. Следующей книгой поумневшие бизнесмены издали «Рабыню Изауру», каковая моментально улетела.

Со второй попытки

В 1992 г. заработанные деньги обесценились, и книгоиздатели переключились на торговлю. «Торговал я всем – от спиртного до аккумуляторов, получил хороший опыт», – делится Брагин. В 1998 г. он создал Сибирскую противопожарную компанию, которая стала закупать в Москве и продавать в Сибири порошковые самосрабатывающие модули (огнетушители). «А потом, – рассказывает Брагин, – устав от сложностей и расходов, связанных с поставкой модулей из Москвы, я решил производить их сам».

В 2001 г. он получил патент на модуль собственной конструкции, который назвал «Ураган» – в честь комплекса, на котором служил. В том же году создал компанию «Сибирский проект» и, потратив около $10 000 на оборудование, материалы и пресс-формы, выпустил первую партию «Ураганов». «Всякий удачный бизнес у меня начинается со второй попытки, – признается Брагин. – Первую партию «Ураганов» пришлось выкинуть – модуль не сработал из-за конструкторской ошибки». Доработав конструкцию, в сентябре 2002 г. Брагин наконец получил сертификат и выставил модули на международной выставке «Пожарная безопасность. XXI век». «Я все думал, как же мне представить модули, чтобы глаз клиента на них остановился, – рассказывает Брагин. – И тогда я сделал огромный банер 5 х 3 м, на котором были изображены хохочущие обнаженные молодые люди, прижимающие к интимным местам «Ураганы». Надпись на банере гласила: «Наше достоинство в наших руках». Все смотрели только на наш стенд». На этой выставке «Сибирский проект» получил золотую медаль и заключил выгодный контракт.

Сухие ураганы

Один модуль стоит 2000 руб. и тушит около 50 кв. м. «Датчик реагирует на дым или повышение температуры, из модуля с большой силой в зону возгорания выбрасывается порошок и тушит пожар», – объясняет Брагин. «Мы монтируем «Ураганы» на складах, в шахтах, рудниках, офисах», – говорит генеральный директор компании «Эрвист» (Москва) Михаил Рукин. «У «Сибирского проекта» добросовестная разработка. И они могут сделать нестандартный модуль под заказ», – комментирует директор Техцентра пожарной безопасности (Новосибирск) Сергей Шорин.

Согласно нормативам пожарной безопасности МЧС (НПБ 110-03) все строящиеся объекты должны быть оснащены противопожарной автоматикой. «Еще четыре года назад собственники зданий шли на эти затраты лишь под давлением документов. За последние два года мировоззрение поменялось. Объект ведь еще надо сохранить», – рассуждает Шорин. «Мы используем порошковые модули, они дешевле и по стоимости, и по косвенному ущербу», – говорит директор компании «Евросиб-терминал» (Новосибирск) Игорь Дидух. «Вода все заливает и портит, а порошок выстреливает, тушит огонь, остается пропылесосить и сделать влажную уборку», – объясняет Брагин.

Компании «Этернис» и «Эпотос» также выпускают порошковое противопожарное оборудование, и Брагин называет их достойными конкурентами. Всего же в России такое оборудование производят около 15 компаний. «Наш рынок уже распределился, но работы хватит на всех», – считает менеджер отдела маркетинга компании «Эпотос» Павел Кожушко.

«Авось» как помеха

«Не дай бог наступит случай, когда оборудование должно будет себя проявить, в 99% оно просто висит», – замечает директор по маркетингу компании «Этернис» Анатолий Романов. «Выбирая продукт вслепую, мы ориентируемся на сертификаты и репутацию компании. У «Сибирского проекта» она хорошая», – рассуждает Рукин.

Брагин, вошедший в двадцатку лучших предпринимателей России по результатам международного конкурса «Предприниматель 2007 года», проводимого компанией «Эрнст энд Янг», считает, что перспективы у его бизнеса «очень хорошие», а мешают ему не конкуренты, а русский «авось».

«Наш человек скорее купит красивую машину, чем противопожарное оборудование», – говорит он. «Частный покупатель приобретает оборудование только после пожара у соседа», – рассуждает Кожушко. Несмотря на это, Брагин возлагает большие надежды именно на частный сектор. Этот сегмент рынка пока свободен от конкурентов. «Но он требует отдельной маркетинговой программы. На один промышленный объект идет около 1000 модулей, а на частный коттедж – всего один модуль», – рассуждает Романов.

Чтобы не так зависеть от беспечного российского покупателя, Брагин намеревается выходить и на предусмотрительного западного.