Человек Медведева

Владимир Путин на посту президента выстроил политическую систему, а теперь во главе правительства займется экономикой, полагают эксперты

Возможный кандидат в президенты Дмитрий Медведев вчера обратился к россиянам по телевизору: «Считаю принципиально важным для нашей страны сохранить на важнейшей должности исполнительной власти – должности председателя правительства Российской Федерации – Владимира Владимировича Путина». Источник в администрации президента не исключает, что Путин даст ответ Медведеву до президентских выборов, и полагает, что кадровых перестановок в правительстве до этого времени не произойдет, не будут также перераспределены полномочия между президентом и премьером в пользу последнего.

Сам Путин в это время готовился к встрече с бизнесменами в Торгово-промышленной палате (ТПП) и не стал прямо комментировать заявление Медведева. Но на встрече ясно обрисовал свою экономическую политику: «Мы не собираемся создавать госкапитализм». Действующий президент обещал внимательно следить, чтобы госкорпорации не подавляли другой бизнес, и подчеркнул, что они создаются на определенное время. Правительство не допустит попадания своих социальных и экономических планов в зависимость от нефтегазовых доходов страны, заявил Путин: «Несмотря ни на какие динамики на международном рынке, мы не можем допустить, чтобы обкрадывалось население».

Заявление Путина о недопустимости госкапитализма можно только приветствовать, радуется главный экономист HSBC Александр Морозов, но недолгая история создания госкорпораций говорит, что по крайней мере некоторые из них создавались при подавлении частного, зачастую весьма успешного бизнеса. Контроль за госкорпорациями по нынешним законам практически невозможен, а дожидаться, пока они станут конкурентоспособными на мировых рынках, можно очень долго. Речь, скорее всего, идет о готовности власти ввести мораторий на образование новых госкорпораций, преобразовании некоторых из существующих в акционерные общества и вывод их на IPO по завершении консолидации активов, заключает Морозов.

До новых президента и премьера еще далеко, а в Белом доме уже меняется стиль работы. По мнению журналиста правительственного пула, приход Виктора Зубкова на пост премьера и назначение сотрудников администрации президента в аппарат правительства (например, бывшего замначальника протокола Антона Войно к вице-премьеру Сергею Нарышкину) внесли в документооборот кремлевские порядки – жестко иерархические. В Белом доме появился также департамент контроля и проверки решений правительства – аналог контрольного управления администрации президента.

Изменения коснулись и публичности, продолжает журналист: заседания правительства сделали закрытыми, из департамента культуры, образования и СМИ выделен департамент пресс-службы, информации и протокола, у премьера впервые за долгое время появился пресс-секретарь. Назначенцы из Кремля пытаются блокировать бесконтрольное перемещение корреспондентов по правительственным зданиям, заключает он.

Администрация президента не первый год жалуется на неэффективную работу правительства: документы лежат месяцами, рассмотрение вопросов растягивается на недели, в аппарате царит бюрократия и рутина, объясняет близкий к Кремлю источник, поэтому преобразования коснулись в первую очередь аппарата правительства. Он признает, что правительство готовят под нового премьера, который по определению должен быть более сильной и влиятельной фигурой, чем Михаил Фрадков или Виктор Зубков.

Схема «Медведев – президент, Путин – премьер» в полугодовой перспективе снимает все экономические риски, считает главный экономист по России и СНГ Merrill Lynch Юлия Цепляева, но в перспективе нескольких лет это выглядит хуже: у Медведева будут связаны руки как раз в области экономики, реальная власть сосредоточится в руках путинской команды, что повлечет рост бюрократии и коррупции. Но на темпах экономического роста все это драматически не скажется – пример Украины показывает, что рост возможен и при полной нестабильности, резюмирует Цепляева.