Глобалист: На смерть Конституции


Четырнадцать лет назад в этот день на всенародном референдуме была одобрена новая Конституция России. Формально она действует до сих пор, но фактически – уже нет. Основополагающий принцип Конституции – разделение властей – был окончательно уничтожен на практике в ходе выборов в Госдуму, состоявшихся 2 декабря 2007 г. Хотя де-факто независимый парламент перестал существовать в России еще в ходе работы Думы предыдущего созыва, это было все же в большей степени итогом манипуляций кремлевской администрации, но не самого события выборов. Парламентские выборы 2003 г. прошли не без нарушений, но все же были еще хоть частично свободными.

Выборы 2007 г. – иная история. Легитимными их считать никак нельзя ни по правовой базе их проведения, ни по подсчету голосов, ни по целому комплексу сопутствующих обстоятельств (подробнее об этом писал Кирилл Рогов – «Логика схватки», «Ведомости», № 228, 3.12.2007). Новый парламент не избран, а назначен исполнительной властью. Президент Путин не скрывал своего желания установить контроль над Думой через личное участие в выборной кампании.

Конституция 1993 г., возможно, далека от идеала. Она была слеплена и принята поспешно, многие избиратели не успели толком ее прочесть. Однако ее легитимации способствовало то, что президент Борис Ельцин, вопреки огромному давлению со стороны своего окружения, обеспечил свободу выборов в Госдуму 12 декабря 1993 г., на которых победила оппозиция, сохранявшая контроль над парламентом вплоть до 2000 г. Конституция выдержала проверку кризисами. Принятие президентом компромиссной кандидатуры премьера Примакова, предложенной оппозиционно настроенным парламентом, в 1998 г. позволило стабилизировать политическую обстановку в стране после дефолта. В 1999 г. удалось избежать конфликта в кризисной ситуации вокруг попытки импичмента президента.

Недолговечность была присуща и предыдущей российской Конституции 1978 г., тоже просуществовавшей около 15 лет. Но ее пересмотр был вызван чрезвычайными обстоятельствами, крахом и банкротством советской общественно-политической системы.

Сегодня в стране нет ни кризиса, ни дефолта, однако Конституция де-факто приказала долго жить. Это тактически выгодно нынешним правителям для сохранения у власти. Но хотелось бы, чтобы они отдавали себе отчет в том, какую взрывоопасную стратегическую мину под будущее нашей страны закладывают их действия. Сейчас у России дела идут не так уж плохо. Но когда в стране возникнут проблемы, граждане быстро вспомнят об отсутствии легитимного парламента и работающей Конституции. Правовых механизмов разрешения кризиса на этот случай не будет. Останутся уличные.

Об этом полезно задуматься тем, кто в очередной раз в нашей истории под демагогическую болтовню о том, что «им нужна великая Россия», ведет страну к великим потрясениям.