На госзакупках потеряли 9%


Все меньшая доля средств, выделяемых на госзакупки, теряется из-за их неэффективности. Но в абсолютных цифрах потери выросли

Из-за завышения цен госзакупок бюджет в 2007 г. потеряет 9% средств, выделенных на госзаказ, подсчитали Национальная ассоциация участников электронной торговли и общественное движение «Против коррупции». В 2006 г. потери были выше – 13%.

Но в 2007 г. в карманах поставщиков и чиновников, проводящих закупки, денег осело больше – 347 млрд руб. против 300 млрд руб. в 2006 г.: сильно вырос сам госзаказ (см. врез).

В рейтинге прозрачности госзакупок (составляется второй раз) участвовали 93 федеральных ведомства, все регионы и 50 крупнейших муниципалитетов.

Учитывали количество участников закупок, разницу между закупочной и рыночной ценами на вычислительную технику, автотранспорт, горюче-смазочные материалы и топливо, офисные товары.

Среди федеральных закупщиков высочайший рейтинг («гарантированный») прозрачности не получил никто, «высокая прозрачность» у Федерального медико-биологического агентства, Минсвязи, Минфина, Генпрокуратуры, ФАС и Минэкономразвития. Их цены превышают рыночные не более чем на 2%, а в процедурах в среднем участвуют 3–3,9 поставщика.

Самую низкую оценку получили Росздрав, Роснедра и Росстрахнадзор, их закупочные цены завышены на 13,5–19%, в торгах участвовали 2–2,4 поставщика.

Из региональных закупщиков высшая прозрачность у Москвы, Санкт-Петербурга, Владимирской и Томской областей. Они закупали по рыночным ценам, в торгах участвовали 3,6–4 поставщика. Худшие – Калининградская, Брянская и Рязанская области, Удмуртия: цена завышена на 5,3–6%, а в торгах участвует 2,5–3,1 поставщика.

Среди муниципалитетов высока прозрачность закупок в Ростове-на-Дону: цены не завышались, участвовало 4,3 поставщика. У городов с наиболее низким уровнем прозрачности (Тюмень, Волгоград, Воронеж) уровень завышения цен – 11–25%, а число участников торгов – 2,4–2,7.

Представители двух ведомств объяснили низкое место в рейтинге тем, что не заполнили анкеты, присланные неизвестной организацией. Была проведена выборочная проверка отчетности по закупкам и качества информирования поставщиков, замечает один из составителей рейтинга, Алексей Морозов.

Повысилась за год оценка Минприроды. Увеличилась доля закупок на аукционах, экономия по процедурам может достигнуть 20%, говорит представитель Минприроды Ринат Гизатулин. А низкое число участников в конкурсах министерства вызвано специфичностью заказов: исполнителем часто может быть только один институт.

Закупки не должны проводиться хозяйственными отделами ведомств, считает Морозов: высшие позиции в рейтинге занимают участники с централизованной системой закупок. В Москве почти 100% заказа размещается на единых торговых площадках, отмечает замглавы комитета по конкурентной политике Москвы Сергей Зайцев. Все больше регионов отдают закупки на аутсорсинг специализированным организациям, говорит замгендиректора «Консалтинг и прокьюремента» (занимается госзакупками для чиновников) Александр Строганов.

В регионах плохо ведутся реестры закупок, отмечает Строганов. В одном из регионов он обнаружил 700 одинаковых отчетов о закупках, но в них не указано, что 400 закупок проведены были без торгов.

ФАС рассчитывает повысить эффективность госзакупок за счет разработки порядка оценки конкурсных заявок, говорит начальник управления Михаил Евраев. Готовится постановление правительства о том, что до 80% товаров и услуг надо закупать на аукционах (сейчас – 30%), заключает он.