Боголепнейшая пропаганда

В Кремле на примере пятисотлетней давности демонстрируют, как надо утверждать государственную идеологию
С.Николаев

Выставка «Вера и власть. Эпоха Ивана Грозного» – подавляющий серьезностью и значительностью проект Музеев Московского Кремля. Никаких уступок массовым ожиданиям – ничего про крутой характер и многочисленных жен, ни слова из изощренно ехидной переписки с несостоявшейся невестой Елизаветой Английской, ни азиатской роскоши царского быта, ни варварских московитских нравов – только демонстрация торжества державной идеологии.

Экспозиция представляет эту идеологию иконами – великолепными, лучшими, собранными из десятка российских музеев, поражающими и профана, и знатока мастерством письма, сложностью замысла, светоносностью красок и тонкой гармоничностью драгоценных окладов. Эти иконы были созданы в эпоху становления русского государства лучшими мастерами, призванными ко двору прославлять государево могущество, утверждать его богоизбранность.

Величественный выставочный иконостас дополняет небольшое количество церемониальных и церковных предметов и изображение прямого и крепкого генеалогического древа Рюриковичей, привезенное из Упсальского университета.

Обоснование божественного происхождения царской власти, утверждение стольного града Москвы как нового Константинополя и третьего Рима, России как единственного оплота истиной веры, богоизбранности русского народа, смиренно стоящего вместе с царем-самодержцем перед очами Божьими, – тема выставки в Одностолпной палате Патриаршего дворца. И раскрыта она исключительно ценными вещами – ни одного случайного, лишнего, портящего торжественность экспозиции предмета.

Национальная идея и государственная идеология были при первом русском царе настолько детально и глубоко разработаны, что пережили не только Рюриковичей, Романовых и многочисленные смуты междуцарствий, но и советскую власть, тоже провозглашавшую свою всемирную исключительность и мессианство, но в качестве первого правоверного социалистического государства.

Идеи русского богоизбранничества и особого национального пути в XVI в. утверждались религиозной культурой такой силы и глубины, что иконы той поры до сих пор вызывают восхищение и душевный трепет. Если бы в наши дни этим идеям нашлось бы столь же мощное культурное подтверждение, то, возможно, они не казались бы такими сомнительными и даже смешными.