Глобалист: Примирению поможет бизнес


Отношения Америки и России сильно портит неспособность понять друг друга, утверждает президент Совета по торгово-экономическому сотрудничеству США и России Вероника Крашенинникова в книге «Америка – Россия: холодная война культур». Каждая страна рассматривает другую через свою призму.

Взгляды американцев, считает автор, определяет «уникальная идеология» либеральной демократии, которую она стремится навязать миру. Эта идеология обязана своим возникновением уникальным обстоятельствам основания и расцвета Америки. Исключительность Америки долгое время выражалась в изоляционизме, но позже, когда США все-таки вклинились в мировую политику в ХХ в., они начали искать решение проблем безопасности в превращении остального мира в «глобальную Америку». Видение США как Града на холме (City on a Hill) стало основой американского политического проекта.

Крашенинникова приписывает внешней политике США искренний идеализм: мол, это не только маска, под которой скрывается эгоизм. Но при Путине Россия исповедует прагматизм, и энтузиазм Америки в насаждении демократии порождает в России жесткое идеологическое противодействие.

У Америки сложились искаженные представления о России, пишет автор. С этим трудно не согласиться – в частности, с тем, что западная пресса склоняет Путина на все лады, но редко напоминает о бессилии либеральной оппозиции. Но что думают сами россияне о своей стране? Что это за российские ценности, которые они рвутся защищать от американского влияния?

Тут книга Крашенинниковой куда менее конкретна, и тому есть объективные причины. Россия для россиян во многом загадка (Америка для американцев – нет). Все россияне любят свою страну, но те из них, кто склонен задумываться, чувствуют себя растерянными. Они ощущают себя одновременно и выше, и ниже остального мира. Многие из близких им ценностей неуместны в современном прагматичном мире, при этом россияне понимают, что их общество лишено многих преимуществ западного. Американская утопия практична, российская больше похожа на мечту.

Вот почему столкновение цивилизаций несимметрично. Чтобы преуспеть в современном мире, России необходимо стать чем-то вроде Америки. Речь не о расширении НАТО или каких-то уступках на постсоветском пространстве. Речь о системе, которая освобождает личность, чтобы позволить ей сосредоточиться на земном достатке и благополучии. Эта система опускает небеса на землю (небеса в результате сильно теряют, но это отдельный разговор).

На самом деле Россия уже сейчас становится похожей на Америку. Это не воздействие сверху или внешнее давление, это органический рост деловой культуры. Президент США Калвин Кулидж заметил, что «бизнес (дело) Америки – это бизнес». Когда бизнесом (делом) России также станет бизнес, холодная война культур стихнет сама собой.