Картина мира: Последняя диаспора


Недавно наши друзья отмечали бар-мицву своего сына – еврейский обряд вступления в зрелость. Во время самой церемонии в синагоге на нью-йоркском Ист-Сайде раввин прочел проповедь, посвященную 90-й годовщине декларации Бальфура.

В этом документе, названном по имени тогдашнего министра иностранных дел Британии Артура Джеймса Бальфура, впервые официально признавалось право евреев на национальное государство на Ближнем Востоке. Декларация легла в основу последующего раздела Палестины. Однако основной темой проповеди раввина оказался Эдвин Монтегю, единственный еврей в английском правительстве во время Первой мировой войны. Представитель старой англо-еврейской семьи, он выступал против создания еврейского государства, утверждая, что оно положит конец диаспоре, дав основания европейским правительствам изгнать свое еврейское население «на родину».

Слушая раввина, его респектабельные американские прихожане снисходительно кивали, удивляясь недальновидности лорда Монтегю. Даже сейчас, через 60 лет после возникновения независимого еврейского государства, лишь 40% евреев предпочитают жить в Израиле. Американская же диаспора, которая по численности не уступает еврейскому населению Палестины, крайне богата и влиятельна. Она продолжает расти, в том числе и благодаря ощутимому притоку иммигрантов из Израиля.

Тем не менее опасения Монтегю далеко не так уж безосновательны. Да, сегодня в Евросоюзе живет около 1 млн евреев, но это результат того, что после Второй мировой войны изменился национальный характер развитого государства. Франция, Британия или Германия не являются больше политическими образованиями французов, англичан или немцев. Так же как и в Новом Свете, их гражданство сегодня основано на месте рождения и, более абстрактно, на приобщении к доминирующей национальной культуре, а не на расовой или религиозной принадлежности граждан. Тот факт, что у сына, например, нигерийских эмигрантов, родившегося в Лондоне, есть историческая родина, не делает его меньшим британцем, чем все прочие британцы.

В большинстве ведущих стран Западной Европы доля инородного населения значительна. С точки зрения процесса ассимиляции ведущие страны Западной Европы сегодня представляют собой гибрид между канадской «мозаикой» и американским «плавильным котлом». Любопытно, что сам Израиль, возникший в результате трагедии евреев Европы, является чуть ли не единственной страной Запада (с которым он всегда идентифицировался), построенной по национальному принципу. В этом отношении он скорее похож на Исламскую Республику Пакистан, страну мусульман Индийского субконтинента.

В последние годы в Европе и США поднимается волна протеста против иммиграции и «чужаков», не желающих ассимилироваться. Если экономическая ситуация в мире ухудшится, то права иммигрантов могут быть во многом ущемлены. Однако это будет временная реакция. Этническая неоднородность, похоже, останется одной из основных характеристик развитого индустриального общества. Причем это не слабость, а сила, позволяющая этим странам успешно функционировать в условиях глобализации. Польша и Чехия, которые столь успешно этнически очистились в XX в., теперь вновь превращаются в многонациональные мозаичные государства, по мере того как эмигрирующая рабочая сила заменяется выходцами из Молдавии, Украины и стран Азии.

В России иллюзия создания «России для русских» никак не развеется. Причем существует она не только среди маргиналов и банд скинхедов. Идеи русского национализма довольно популярны и в среде политического мейнстрима. Политические обозреватели считают, что даже Кремль усилил патриотическую составляющую официальной идеологии в попытке контролировать растущий национализм.

Между тем вопрос этот для России давно решен. Россия всегда была многонациональной страной. Более того, ее русское население тает на глазах, и существует как демографическая, так и экономическая потребность в притоке новых граждан. Российский экономический бум вкупе с продолжающимся кризисом на окраинах бывшего СССР привлекает поток иммигрантов, миллионы из которых уже ассимилировались.

Сделать из России Саудовскую Аравию с ее четким разделением на граждан и гастарбайтеров не получится. Это, впрочем, не значит, что такие попытки предприниматься не будут. Еврейская эмиграция, носившая массовый характер в начале 1990-х гг., спала в последнее десятилетие. Около 200 000 евреев остались в России. Они будут первыми, кто уедет, если национализм примет более широкий размах. Российская еврейская диаспора последняя сколько-нибудь значительная в Восточной Европе. В 1939 г. в Европе было 9,5 млн евреев, причем около 8 млн жили в Восточной и Центральной Европе. Сейчас здесь 400 000 евреев, половина – в России. Так что давнее предсказание Монтегю в этом регионе может сбыться со стопроцентной точностью.