Деньги из космоса

В России до сих пор нет официальных документов о возможности открытого использования снимков из космоса, поэтому частный бизнес на инвестиции в этот рынок смотрит с опаской
М.Стулов

Компанию «Сканэкс» создал уставший работать на оборонку физик Владимир Гершензон. С первым серьезным продуктом – школьными метеостанциями – компания вышла на рынок в 1992 г. За четыре года «Сканэксу» удалось продать 30 метеостанций по цене около $1000 каждая. Сейчас компания предоставляет полный спектр геоинформационных услуг, ее оборот в 2007 г. составил около $8 млн.

Спасаясь от погони

«Мы работали в области не создания, а обнаружения оружия, но все равно не хотелось быть частью военной машины», – признается Гершензон, трудившийся в разных институтах Академии наук. В 1989 г. он и его коллега Алексей Иванов (ныне директор по развитию «Сканэкса) ушли в свободное плавание. $10 000 стартового капитала взяли в долг. Один из первых контрактов «Сканэкс» заключил с Московским пединститутом – на автоматизацию лабораторных работ по физике. «Но на хайтеке прожить тогда было невозможно. Как-то заняли у знакомых $40 000, поехали в Германию, купили «мерседесы» и перегнали их в Россию, я сам сидел за рулем, два раза спасался от погони», – вспоминает Гершензон.

В 1991 г. к компании присоединилась Ольга Гершензон, сначала как наемный сотрудник, потом как совладелица. В «Сканэкс» ее пригласили на проект по созданию школьных метеостанций. «Первыми покупателями этих метеостанций стали японцы. Они приехали в двадцатиградусный мороз, выли от холода, но, когда увидели, что станция реально показывает -20, тут же купили ее за $900 наличными. Сейчас, чтобы вывезти продукцию за границу, нужно оформлять массу документов, а тогда они просто запаковали все в коробку от холодильника и провезли на тележке мимо таможенников, приговаривая: For school, потом покупатель писал мне письма: «Цветет сакура, станция работает хорошо», – смеется Ольга.

Выход в космос

Потом у Ольги появилась идея показывать детям не только погоду, но и движения облачных масс, полученные с помощью спутниковой съемки. Она признается, что в начале деятельности компании они экономили на всем и пользовались бесплатными данными американского спутника Всемирной метеорологической организации. Для сравнения: в ближайшие пять лет компания собирается заплатить около $30 млн различным операторам спутниковых данных.

Развивая спутниковую тему, «Сканэкс» начал выпускать собственные станции приема спутниковых данных. Сегодня компания продает до 15 станций приема космической информации в год по цене от 2 млн до 60 млн руб. за каждую. Примерно половину прибыли компании приносит производство и продажа станций приема. Около 40% – продажа данных, полученных из космоса. «Сканэкс» – единственная российская частная компания, у которой есть свои станции приема. Другие игроки рынка заключают дилерские соглашения с зарубежными поставщиками снимков», – комментирует заведующий кафедрой геоинформатики Самарского государственного аэрокосмического университета Владислав Сергеев. «В России станции приема делают только федеральное агентство Роскосмос и частная компания «Сканэкс». Станции последней при малых габаритах имеют очень хорошие характеристики», – говорит директор компании «Ракурс» (обработка данных дистанционного зондирования Земли) Виктор Адров. – Использование и распространение космических снимков – очень перспективный бизнес. Самые известные примеры – это проекты Google map или «Яндекс.Карты». Поставщик снимков для последнего проекта – «Сканэкс». «Мы очень довольны сотрудничеством», – говорит руководитель сервиса «Яндекс.Карты» Маша Лауфер.

Благо с прицелом

Еще одно направление деятельности «Сканэкса» – природоохранные проекты. «Самый наш любимый проект – карта ненарушенных лесов, которую мы делали для Вашингтонского института мировых ресурсов. Сейчас поставляем информацию о незаконных вырубках лесов Лесному агентству», – говорит Ольга. «На снимках «Сканэкса» базируется наша работа», – подтверждает главный инженер «Центрлесинфорга» Александр Соболев. Еще для одного клиента – МЧС – компания разработала инфраструктуру приемных станций для мониторинга ледовой обстановки и наводнений.

Несколько лет назад «Сканэкс» создал некоммерческую организацию «Прозрачный мир», которая популяризирует идею использования изображений Земли из космоса в научных, образовательных, природоохранных целях. «Для полного счастья «Сканэксу» не хватает только собственного спутника», – смеется Сергеев. «Мы действительно хотим запустить спутник, который будет давать бесплатные данные, – подтверждает Ольга. – Это усилит нашу позицию на рынке». Сейчас она ищет соинвестора для покупки спутника, по ее оценкам, нужно не меньше $10 млн.

Тайное знание

«Это тяжелый бизнес, особенно в России, где на геоинформационную деятельность нужно получать три лицензии: Роскартографии, Роскосмоса и ФСБ», – сокрушается Сергеев. «Рынок находится под монопольным влиянием Роскосмоса, который сам выдает лицензии, запускает спутники и продает снимки, – комментирует президент ГИС-ассоциации Сергей Миллер. – И, как монополист, не создает режима благоприятного использования космических данных». Представители Роскосмоса отказались комментировать эту информацию, сославшись на закон о госслужбе.

«У нас нет официальных документов о возможности открытого использования снимков из космоса», – продолжает Миллер. «Но после того, как в печати были растиражированы слова бывшего министра обороны Сергея Иванова о снятии ограничений на публикацию снимков любого пространственного разрешения, мы начали открыто их выкладывать», – продолжает Ольга Гершензон. «В прошлом декабре на встрече с президентом Иванов сказал: «Министерство обороны приняло окончательное решение и издало все необходимые документы по отмене отдельных ограничений на получение и использование геопространственной информации... Раньше у нас нельзя было показывать линейное разрешение лучше чем 2 м. Сейчас это можно, – цитирует Иванова управляющий партнер юридического центра «Законный бизнес» и специалист по законодательству в области ГИС-технологий Андрей Балагуров. – До этого заявления никто не видел зарегистрированных Минюстом документов, регулирующих этот род деятельности. Специалисты из уст в уста передавали знания об ограничениях. Новых документов мы опять же не увидим». Но он с оптимизмом смотрит в будущее российского рынка геоинформатики: «Нормы по секретности законодательно не установлены. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».