Деток не жаль

Группа АЕС закончила год выставкой в Московском музее современного искусства, ее апофеоз – золоченые скульптуры бандформирований малолетних чудовищ
С.Николаев

Группа АЕС среди наших современных художников – как немец Штольц среди Обломовых: успешные, разумные, сильные, но нелюбимые. Холодные – все от ума. А умственное искусство нам часто кажется искусственным, без волшебства и вдохновения.

Недаром АЕС сетуют, что на Западе к ним отношение лучше – там критики отзывчивее, галеристы щедрее, публика смыслы считывает и довольна. Однако рост качества порождает эмоции и в наших – равнодушных к перфекционизму – сердцах.

Вот, например, долгоиграющий проект «Последнее восстание» – основа выставки. Вооруженные мечами и бластерами подростки в статуарных позах героев академического искусства разыгрывают между собой бескровный бой. Когда изображения этих неполовозрелых зомби существовали только на гигантских фотографиях, из которых фотошоп выкачал остатки воздуха, а героев превратил в плоских гламурят, смотреть на произведение было скучно. Но когда компьютер оживил его в трехмерной анимации, то от «Последнего восстания» на огромных экранах неприятно захватывало дух. Деток по-прежнему было не жалко, но глядеть на них жутко.

Анимации на этой выставке нет, но можно вздрогнуть еще сильнее. Переведенные в скульптуру, отлитые в бронзе и покрытые белой эмалью, сцены из «Последнего восстания» обрели жутковато-пародийный (на классицистическое и современное искусство) вид. И уже полный апофеоз ждет зрителей на последнем этаже музея – там бронзовые сцены детского боя покрыты сверкающей позолотой. И это такой запредельный кич, что кажется, будто у АЕС наконец-то поехала крыша.

А может, наоборот, окончательно установилась. Поскольку такие ужас-ужас-скульптуры скорее найдут своего покупателя, чем стерильные фотографии с интеллектуальным посланием о коммерческой эксплуатации детства. Недаром организатором выставки АЕС стала галерея «Триумф», любящая циничных звездных плохишей – чемпионов арт-продаж.

На фоне метаморфоз с «Последним восстанием» другие разделы ретроспективы АЕС кажутся пресными. И прославивший их «Исламский проект» (фотомонтажи статуи Свободы в чадре, Нотр-Дама и Кремля с минаретами сделаны задолго до 11 сентября), и видео с насмерть израненной принцессой Дианой видятся только холодным умствованием склонных к перфекционизму интеллектуалов, дающих критикам повод порассуждать об актуальном.