Родня «Метропресс»

«Промсвязькапитал», контролирующий «Метропресс», купил еще одну сеть киосков, торгующих прессой. Участники рынка оценили сделку в $4 млн
А. Федоров

Союз издателей и распространителей

сеть, специализирующаяся на торговле прессой. Владеет примерно 80 киосками. Основана в 1994 г. Выручка в 2006 г. – 145,5 млн руб. чистая прибыль – 2,3 млн руб. (по данным «СПАРК-Интерфакс»).

В начале декабря завершилась сделка по продаже «Союза издателей и распространителей» (СИР). Бывшие акционеры сети Лариса Горбенко и Виктор Шубин продали ее «Промсвязькапиталу». Горбенко подтвердила «Ведомостям» факт продажи сети. По ее словам, сеть продана офшорной компании, назвать которую она отказалась. Не рассказала она и о том, чем собирается заниматься после продажи распространительского бизнеса.

На рынке слышали о завершившейся сделке. Гендиректор «R-киоска» Руслан Григорьев рассказал, что в первой декаде декабря Горбенко устраивала для участников рынка торжественный обед, на котором объявила о продаже компании. Участие в этой встрече подтвердили гендиректор ИД «Секретные материалы XX век» Вадим Химич, замгендиректора «Известий» в Петербурге Ольга Абаляшина и еще один участник рынка, просивший не называть его имени в печати.

Источник, знакомый с деталями сделки, рассказал, что офшор, купивший СИР, действовал в интересах «Промсвязькапитала». Об этом знают два участника петербургского рынка распространения прессы.

Директор по управлению медиаактивами «Промсвязькапитала» Василий Гатов подтвердил, что его компания интересовалась покупкой СИР, но о завершении сделки он не знает. Гендиректор «Метропресс» Сергей Маркелов и гендиректор компании «Ария-АиФ» (владеет или управляет распространительскими структурами «Промсвязькапитала») Максим Мельников отказались от комментариев.

Григорьев оценивает стоимость СИР в $3,5–4 млн. Горбенко говорит, что эти цифры «недалеки от реальности».

«Промсвязькапитал» через принадлежащий ему издательский дом «АиФ» контролирует крупнейшую петербургскую сеть, торгующую газетами и журналами, – «Метропресс». «Впоследствии сеть СИР может войти в «Метропресс», – говорит источник, близкий к переговорам.

«Из всех операторов именно «Метропресс» был наиболее заинтересован в покупке, так как СИР являлся его единственным конкурентом по работе на территории метрополитена. Для «Метропресс» это очень удачное приобретение», – говорит гендиректор «Нева-пресс» Ирина Васильева.

СИР – очень хороший актив, согласен директор по распространению «Известий» Андрей Ковальков. По его словам, СИР всегда был развитой и прозрачной сетью с безупречной репутацией и работал с прибылью.

Гендиректор северо-западного агентства «Прессинформ» Алексей Филатов отмечает, что «Метропресс» может усилить свои позиции в первую очередь на поверхности, где расположена меньшая часть его сети. Примерно 50 киосков СИР находится на улицах Петербурга, а около 30 – в метро.

Если СИР войдет в «Метропресс», лидер рынка серьезно оторвется от конкурентов, говорит Григорьев. По его оценке, сейчас «Метропресс» занимает 25–30% рынка. После присоединения СИР его доля увеличится до 35–37%. «Вместе с дополнительными торговыми точками «Метропресс», который является также крупным оптовиком, приобретает еще и кусок рынка сбыта», – рассуждает Григорьев.

«Для издателей эта сделка не очень хороший сигнал. Торговля в таком крупном объекте, как петербургский метрополитен, будет сосредоточена в одних руках», – говорит Ковальков.

На рынке распространения, годовой оборот которого «Балтийская пресса» оценивает в 3,2 млрд руб., идет консолидация. Средним и небольшим предприятиям с каждым днем все сложнее развиваться, на рынке наблюдается активность как со стороны продавцов бизнеса, так и со стороны покупателей, констатирует Васильева.