Великий нетто-инвестор

Из ведущего импортера капитала КНР превращается в главного международного инвестора

Решение китайского госинвестфонда China Investment Corporation (CIC) купить 9,9% Morgan Stanley за $5 млрд показало новую роль китайского бизнеса на мировом рынке. В 2007 г. стоимость акций иностранных компаний, купленных китайцами, составила $29,2 млрд; иностранные инвестиции в капитал китайских компаний – лишь $21,5 млрд, сообщило Thomson Financial. Покупке акций Morgan Stanley предшествовали инвестиции CIC в Blackstone ($3 млрд) и Barclays ($2,98 млрд); кроме того, Industrial and Commercial Bank of China заявил о приобретении за $5,62 млрд 20% южно-африканского Standard Bank.

Не все китайские инвестиции успешны. С момента покупки Blackstone в мае китайский пакет акций этого инвестфонда подешевел на $633 млн. В случае с Morgan Stanley ситуация более благоприятна, считает старший экономист Standard Chartered в Шанхае Стивен Грин: китайцы воспользовались шансом, предоставленным ипотечным кризисом.

Под управлением CIC находятся $200 млрд, из них $67 млрд предполагается разместить на фондовом рынке. Сам CIC называет себя «пассивным инвестором» и подчеркивает, что не намерен вмешиваться в управление купленными компаниями. Но возросшая активность CIC и других суверенных фондов заставила министров финансов стран семерки провести в октябре переговоры со странами – обладателями таких фондов: Китаем, Южной Кореей, Кувейтом, Норвегией, Россией, Саудовской Аравией, Сингапуром и ОАЭ.

МВФ и ОЭСР разрабатывают кодексы поведения для суверенных фондов и стран – реципиентов инвестиций. По словам чиновника МВФ, в кодексе не затронуто влияние инвестиций суверенных фондов на внешнюю политику и нацбезопасность. Проекты также не предполагают ограничений долей суверенных фондов в частных компаниях. С идеей ограничить их во вторник выступил зампред Национального банка Швейцарии Филипп Хильдебранд.