Рекорды года в Санкт-Петербурге: Порты обновляются

В течение года в Петербурге и Ленобласти стартовали или были заявлены проекты развития морских терминалов на общую сумму около $2,5 млрд
Е.Кузьмина

Откуда ресурсы. Рубен Тертерян

Гендиректор Агентства специальных исследований. «Бурное развитие логистической инфраструктуры связано в том числе и с большей доступностью кредитных ресурсов. Банки поверили в эту отрасль и с удовольствием ее кредитуют»

Крупнейшим проектом, начавшимся в 2007 г., стало строительство Балтийского контейнерного терминала в порту Усть-Луга. Его с января ведет Национальная контейнерная компания (НКК) вместе с немецким оператором Eurogate, купившим в декабре 20% в Балтийском терминале. Первый участок первой очереди планируется ввести в конце 2008 г., говорит вице-президент НКК Егор Говорухин. «Северстальтранс», купивший весной 2007 г. «Петролеспорт» (ПЛП), собирается максимально использовать площадку стивидора для загрузки его контейнерами, говорит сотрудник пресс-службы «Северстальтранса». К 2015 г. компания собирается увеличить мощность терминала с нынешних 500 000 TEU до 1,8 млн TEU.

Морской порт Санкт-Петербург намерен создать контейнерный терминал мощностью 1,4 млн TEU на территории своих стивидоров. Современный контейнерный комплекс появится на месте терминалов, которые переваливали в основном круглый лес в Выборгском порту. Его строит группа «Осло марин», которая весной этого года приобрела порт у «Роса холдинга».

Отсутствие новых мощностей может привести к уходу контейнерных линий из порта, говорит руководитель российского представительства одного из крупных международных перевозчиков. Доставка грузов планируется на год вперед, и клиентам нужна гарантия того, что стивидоры не будут на ходу менять условия. В начале года и Первый контейнерный терминал, принадлежащий НКК, и ПЛП вынуждены были ввести ограничения на обработку контейнеров, поскольку не справлялись с грузопотоком, рассказывает менеджер. Это подтверждают источники в НКК и ПЛП.

Пришло время для развития контейнерного бизнеса, дефицит мощностей в петербургском порту составляет около 25%, считает Говорухин из НКК. Если стивидоры не будут наращивать мощности, они станут терять клиентов, которым не интересен порт, где груз обрабатывается в три раза дольше, чем у конкурентов в Финляндии и Прибалтике, объясняет Говорухин.

Росту инвестиций в порты способствует развитие российской промышленности и торговли, полагает президент группы «Осло марин» Виталий Архангельский. До сих пор процесс реконструкции портовых мощностей шел вяло, поскольку они не были так востребованы рынком, говорит он. Процессы в порту отражают ситуацию в городе – здесь появилось большое количество промышленных инвестпроектов, которые требуют логистической инфраструктуры, считает председатель комитета по транспортно-транзитной политике городской администрации Николай Асаул.

Вторым по привлекательности направлением развития портов стали автоперевозки. Крупнейший проект строительства автотерминала в этом году начала компания «Усть-Луга». Проект «Юг-2» получил 2,2 млрд руб. из инвестфонда, остальное компания инвестирует за счет привлеченных средств, говорит замгендиректора компании «Усть-Луга» Александр Головизнин. По его словам, первая очередь автотерминала заработает уже к марту 2008 г. Автомобильный терминал на территории Морпорта СПб откроется в начале следующего года, обещает представитель пресс-службы компании.

Спрос на автомобильные перевозки большой, но в России нет серьезных мощностей для перевалки машин, констатирует Архангельский из «Осло марин». У группы есть небольшой автотерминал «Онега», он расположен в петербургском порту и переваливает машины Nissan.