Вдохновленные солнцем

Когда в 2000 г. консультант Антон Милнер возглавил немецкую компанию Q-cells, у нее не было ничего, кроме пары идей. Сейчас компания занимает второе место в мире среди производителей элементов для солнечных батарей

Когда мы начинали, я даже не знал, как правильно пишется слово «фотогальваника», – признается Милнер. Зато он неплохо разбирался в бизнесе: помог опыт работы инженером в Shell и консультантом в McKinsey.

Милнера пригласили поучаствовать в небольшом проекте группы немецких ученых, которые сумели вовремя разглядеть зарождение европейского рынка солнечных элементов. Правительство Германии благосклонно относилось к возобновляемым источникам энергии и регулярно обеспечивало финансированием разработчиков и производителей новых технологий. «Без этих стимулов индустрия не развивалась бы», – говорит Милнер.

Ученые обосновались в местечке Талхейм в Восточной Германии. Именно здесь был в 2001 г. произведен первый солнечный элемент Q-cells. С тех пор предприятие растет очень быстро. Объем продаж солнечных элементов, которые используются для производства солнечных батарей, увеличился с 129 млн евро в 2004 г. до 577 млн евро ($830 млн, 411 млн фунтов стерлингов) за девять месяцев текущего года. Ожидается, что в 2008 г. доход компании составит 1,2 млрд евро. Число сотрудников увеличилось с 480 человек в 2004 г. до 1700 в 2007 г. Производственная мощность за девять месяцев этого года возросла до 440 МВт по сравнению с 312 МВт за тот же период прошлого. А местечко Талхейм стало центром так называемой Солнечной долины – группы из девяти компаний, занятых в отрасли. Небольшие доли в некоторых из них принадлежат Q-cells.

Впрочем, без трудностей не обошлось. Акции компании стали обращаться на бирже лишь в 2005 г., а до этого Q-cells ощущала острую нехватку финансирования. Милнера поддержали несколько фондов венчурного капитала, но убедить «немецкие консервативные банки» было непросто – до последнего времени люди мало знали о гелиоэнергетике.

Управлять бурно растущим бизнесом сложно, говорит Милнер. Поначалу ему приходилось лично помогать сотрудникам чинить вышедшее из строя оборудование. Проблемой стал и поиск людей, особенно инженеров, ученых и менеджеров высшего звена. К тому же компании пришлось прибегнуть к стратегии расширения бизнес-портфеля: разыскивать технологии и партнеров, способных помочь в производстве солнечных элементов. Да еще компания была вынуждена находить все новые способы сокращения расходов, чтобы не потерять конкурентоспособность по сравнению с китайскими производителями.

Долгосрочная цель компании, по словам Милнера, остается неизменной: сделать солнечную энергию настолько дешевой, чтобы она могла конкурировать с обычными поставщиками электричества. И без всякой поддержки правительства.