"На Harley-Davidson сажусь без пива", - Алан Бейнс, президент InBev по Центральной и Восточной Европе
Россияне и европейцы любят разное пиво. Но и те и другие и дальше будут толстеть от его неумеренного потребления, а наутро мучиться головной болью. Почему? Ответы знает Алан Бейнс1987
менеджер по логистике в Stella Artois (сейчас – InBev)
1999
генеральный менеджер бельгийского подразделения InBev
2002
президент InBev по Бельгии, Нидерландам, Франции и Люксембургу
2006
президент InBev по Центральной и Восточной Европе
InBev
Международная пивоваренная компания. Выручка – 13,3 млрд евро (2006 г.). EBITDA – 4,2 млрд евро. Продажи – 246,5 млн гектолитров. Бренды – Beck’s, Brahma, Stella Artois, Leffe, Staropramen, «Толстяк», «Клинское», «Сибирская корона» и др. Акционеры: 52,5% – Stichting Inbev, 1,28% – Inbev Foundations, 11,51% – EPS и другие компании, действующие в интересах Stichting Inbev, 34,86% – в свободном обращении. Капитализация – 35,5 млрд евро. В России ОАО «Сан инбев» принадлежит 10 заводов. Выручка «Сан инбев» в 2006 г. – 30,75 млрд руб., чистая прибыль – 1,76 млрд руб.
Крупнейшая в мире пивная компания InBev торгует пивом с 1366 г. В России она сумела стать вторым после «Балтики» производителем пива. А в этом году налоговые органы усомнились в чистоте операций российского подразделения InBev – «Сан инбев». Компании предъявили налоговые претензии на 34 млн руб., в ноябре сотрудники УВД провели проверки финансовых документов в ее офисе.
– По версии следствия, «Сан инбев» покупала бутылки и поддоны у фирм-однодневок «Галла сервис» и «Линда», не получая от них товара. Так ли это?
– Мы выстраиваем долгосрочные отношения с нашими поставщиками, выбирая всех контрагентов на конкурентной основе. Это относится и к упомянутым фирмам, которые достаточно долго поставляли нам бутылки и в полном объеме выполнили свои договорные обязательства. У «Сан инбев» не было оснований сомневаться в их добросовестности с точки зрения налогового администрирования.
– Следователи также стали проверять логистические компании, с которыми работает «Сан инбев». По версии следствия, они могут быть включены в схему ухода от уплаты налогов...
– InBev работает с огромным количеством поставщиков, и мы, насколько это возможно, внимательно относимся к их выбору. Ни мы, ни любая другая компания не можем гарантировать безусловную безупречность всех контрагентов. Но что мы можем определенно гарантировать, это то, что «Сан инбев» не использовала и не намерена использовать любого рода схемы для уклонения от налогообложения.
– История с уголовным делом осложнила работу компании? Повлияла на желание инвестировать в Россию?
– Нет. Мы оказываем полное содействие в проведении следствия и заинтересованы в изучении всех обстоятельств [дела]. Мы не корректировали наших инвестпланов.
– В России распространено мнение, что вести бизнес здесь опасно, если у компании нет хороших связей с чиновниками. Вы согласны с этим?
– Мы давно и успешно работаем в России, при этом строго придерживаемся внутренней политики компании и не участвуем в каких-либо политических партиях и движениях.
– Считаете ли вы, что бизнес-климат в России ухудшается из-за роста роли государства и ужесточения контроля за бизнесом?
– Мы удовлетворены темпами развития российской экономики и нашими результатами. Политическую ситуацию оставлю без комментариев.
– Одним из ваших самых важных приобретений в России была компания «Тинькофф». Удовлетворены ее показателями?
– Да. Покупка «Тинькофф» решила проблему производственных мощностей на Северо-Западе. Многие наши конкуренты имеют в Санкт-Петербурге свои заводы, так что это приобретение было важно для нас. Бизнес «Тинькофф» идет хорошо.
– Аналитики прогнозировали замедление темпов роста российского пивного рынка до 5% уже в этом году, но, судя по отчетности пивных компаний, темпы роста до сих пор внушительны – 22,7% в год.
– Этот год действительно был исключительным. В I квартале 2006 г. в России было очень холодно, а в I квартале 2007 г. – необычно тепло. Из-за этого продажи в I квартале 2007 г. по сравнению с 2006 г. выросли очень сильно. Если в 2008 г. зима будет обычной, рынок вернется к обычным темпам роста. На замедление темпов роста влияет и госрегулирование – ограничения рекламы, повышение акцизов и проч. Мы ожидаем, что в 2007 г. рынок вырастет процентов на 10, прогноз на 2008 г. я не могу раскрывать, но рынок будет расти хорошими темпами.
– Но рано или поздно российский рынок начнет расти не более чем на 3–5% в год.
– В странах Западной Европы рынки пива стагнируют либо их объем уменьшается. И все начинают играть в игру под названием «Доля рынка». Мы продолжим концентрироваться на создании сильных брендов и инновациях. Благодаря этому мы будем расти даже тогда, когда рынок замедлит темпы роста.
– По объемам продаж в России вы занимаете 2-е место после «Балтики». Есть амбиции стать лидером?
– Пока между нами довольно большая дистанция, но мы продолжим наращивать нашу долю рынка – кто знает, может, однажды мы станем игроком номер один.
– Ваша компания строит завод в Ангарске. Когда он заработает, сколько инвестиций вложено?
– Инвестиции – 80 млн евро. Мощность завода – около 2,5 млн гектолитров, в ближайшие месяцы он начнет работу. Сейчас планов строить еще один завод в России нет. Но мы будем расширять свои мощности.
– В России есть последний крупный независимый производитель пива – «Очаково». Рассматриваете его как потенциальный объект для покупки?
– Нет. Я никогда не слышал, чтобы они [владельцы «Очаково»] были заинтересованы в продаже кому-то. Сейчас нет на рынке открытой для поглощения компании с хорошими брендами, которые впишутся в нашу линейку. Но все меняется, посмотрим, что будет происходить на рынке дальше.
– Пивные предпочтения россиян отличаются от европейских?
– В Западной Европе больше всего любят лагер – классическое светлое пиво низового брожения. Российский потребитель предпочитает пиво с классическим вкусом. А в Западной Европе развит сегмент специального пива, например сваренного с использованием нетипичных ингредиентов: Belle-Vue с вишней или малиной или Leffe – пиво верхового брожения. У темного Leffe плотный вкус с кофейным оттенком, у светлого – легкий фруктовый тон. В Бельгии 45% пива продается в барах, кафе, ресторанах, в России этот показатель – менее 8%.
– Какой ваш бренд продается в России лучше всего?
– Лидеры по объему продаж – «Сибирская корона», «Толстяк», BagBier, «Клинское». «Клинское» стало таким успешным, так как это легкое светлое пиво с чистым вкусом и мягкой хмелевой горечью. И у него нестандартная рекламная платформа.
– После употребления пива наутро болит голова. Пивоваренные компании ведут разработки, чтобы устранить этот эффект?
– Пиво – натуральный продукт! Пиво ведущих компаний хорошего качества, и в разумных количествах его потребление не влечет за собой таких последствий. Главная научная разработка в этом направлении – развитие культуры и умеренное потребление.
– Все маркетологи сейчас говорят о буме функциональных продуктов. Люди покупают еду, которая делает их красивее, стройнее, здоровее. Пиво для похудения или пиво с витаминами – это, в принципе, возможно?
– Представляю реакцию общественности на пиво, способствующее похудению! А если серьезно, пиво – напиток, который обычно пьют для удовольствия. В умеренных количествах он полезен уже тем, что помогает расслабиться, улучшает настроение. Калорийность и витамины – не те критерии, по которым выбирается сорт пива.
– Ваше любимое пиво?
– Hoegaarden, из российских брендов – «Сибирская корона».
– Как вы отреагировали на известие о том, что будете работать в России?
– Обрадовался, что стану частью топ-менеджмента InBev. И немного растерялся. В Бельгии всего 10 млн жителей, а я жил в городке с населением 20 000 жителей. И переехать оттуда в Москву было для меня смелым шагом. Нельзя сказать, что в первые шесть месяцев мне было легко. Но чем дольше я тут работаю, тем лучше себя ощущаю.
– Чем вы увлекаетесь?
– Я бегаю, плаваю, занимаюсь фитнесом, парусным спортом, езжу на мотоцикле.
– И при таком образе жизни пьете пиво?
– Ну все дело в умеренности. Я люблю пиво и при этом активный спортсмен. Если я сажусь за руль своего Harley-Davidson, то не пью пиво.
Пиво. Прошлое и настоящее
Пиво делается спиртовым брожением сусла из солода, хмеля и воды, в которое иногда добавляют рис и сахар.
Как делали первое пиво
Первые упоминания о пиве высечены на камне, найденном в районе проживания шумеров между реками Тигр и Евфрат и отнесенном археологами к 70-му в. до н. э. Там был рецепт приготовления пива. Из солода вырабатывался пивной хлеб – баппир, который потом крошили, опускали в бочку, заливали водой и квасили. Пили пиво через специальные тростниковые трубочки, чтобы нерастворившиеся плевелы и зерна не попадали в горло.
$5 млрд
объем инвестиций в пивоваренную отрасль за последние 10 лет
1,63 млрд
гектолитров пива было выпущено в мире в 2006 г. (доля России – 6%)
2,9%
доля пивоваренной индустрии в общем объеме российского производства, 30% – в пищевой промышленности
Опасное пиво
Тридцатилетний новозеландец Джек Манакау погиб при попытке установить мировой рекорд по потреблению пива. Он справился с 77 кружками.