Oт редакции: Вопрос стиля


На епархиальном собрании Москвы патриарх Алексий II подвел итоги года в Русской православной церкви. Патриарх также направил поздравления папе римскому и главам других христианских церквей, отмечающих Рождество сегодня, 25 декабря.

Нет ли здесь противоречия? Ведь у нас есть свое Рождество, 7 января. На самом деле «финансовый» год в церкви (а речь шла прежде всего о количественных и хозяйственных вопросах), как и межконфессиональная дипломатия, – вещи абсолютно земные. Духовные итоги патриарх подводит в пасхальном послании. Церковь жестко разделяет календари: финансовый год отмеряется по григорианскому календарю, а богослужебный – по юлианскому.

Россияне все меньше празднуют католическое Рождество (по данным опроса «Левада-центра», в этом году – 6%, в 2006 – 4%, в 2005 – 6%, в 2004 – 16%, в 2003 – 19%), зато в четкой корреляции с ростом доходов увеличивается важность и пышность корпоративных вечеринок, которые начинаются еще в середине декабря. Сохраняется первенство Нового года как главного праздника для россиян – по данным прошлогоднего опроса ФОМ, его отмечает 93% населения (а ведь еще идет православный рождественский пост). Православное Рождество, по данным ФОМ, празднует 70%, старый Новый год – 35%. Фактически целый месяц праздников.

Коррекция календаря не такая сложная проблема, как объединение православия и католичества, но, вероятно, сравнимая по сложности с переводом богослужения на русский язык. Переход на более понятный календарь и более понятный язык был бы со стороны церкви шагом навстречу ищущим веры. Даже двумя шагами. Рискнем предположить, что два этих шага не стали бы для церкви неприемлемым компромиссом. Аргументы за и против стоило бы взвесить еще раз.

А пока можно лишь посоветовать православным выдержать искушение Новым годом, а атеистам – не праздновать Рождество. Для справки: 25 декабря по новому стилю Рождество отмечают католики, протестанты и представители поместных православных церквей, кроме русской, сербской, иерусалимской и грузинской.