Солнце Чубайса будет светить

После ликвидации РАО ЕЭС его бренд может унаследовать государственная Федеральная сетевая компания (ФСК). Эксперты оценивают стоимость фирменного солнышка в 2 млрд руб.
С. Портер

РАО «ЕЭС РОССИИ»

Энергетический холдинг. Капитализация в РТС – $56,13 млрд. По плану энергореформы холдинг будет ликвидирован к 1 июля 2008 г. Пакеты РАО в «дочках» достанутся его акционерам: государству (52,68%), «Газпрому» (10,5%), «Норникелю» (3,52%), акционерам СУЭК (около 1%) и др. Тепловая генерация (ОГК, ТГК) будет частной, а в ФСК, «ГидроОГК» и «Системном операторе» государство сохранит контроль.

Сохранить бренд РАО ЕЭС хотели бы чиновники – вчера об этой идее рассказал руководитель профильного департамента Минпромэнерго Вячеслав Кравченко. РАО ЕЭС ассоциируется с единой энергосистемой, а ФСК объединяет сети от Калининграда до Дальнего Востока, поэтому и должна «подхватить» бренд энергохолдинга, пояснил «Ведомостям» свою позицию Кравченко.

Сейчас ФСК – «дочка» РАО ЕЭС. Летом 2008 г. холдинг будет ликвидирован, его акционеры получат доли во всех «дочках» (см. справку). Но государство сохранит за собой около 76% акций ФСК.

Чтобы передать ФСК бренд РАО ЕЭС, нужно изменить ее устав, говорит гендиректор юридической компании Ost Legal Владимир Липавский. Для этого требуется три четверти голосов акционеров. А государство, как главный акционер, может инициировать внесение поправок в устав. Кравченко затруднился сказать, будет ли Минпромэнерго инициировать такие поправки. Комментарии правительства получить не удалось.

Но идея чиновников не нравится ни РАО ЕЭС, ни ФСК. Бренд РАО ЕЭС исчезнет вместе с холдингом в день его реорганизации (1 июля 2008 г.), подчеркивает представитель энергохолдинга Марита Нагога. Остаток РАО присоединится к ФСК, но ФСК переименована не будет, говорит она. Представитель ФСК также сказал, что компания не планирует менять название.

Передача бренда могла бы увеличить стоимость ФСК, отмечает консультант Interbrand Zintzmeyer & Lux (ведущее мировое брендинговое агентство) Сергей Шарюков. Он оценивает бренд РАО ЕЭС в 2 млрд руб. Но президент брендинговой компании Depot WPF Brand & Identity Алексей Андреев считает, что этот бренд уже ничего не стоит. Все активы холдинга распределены между его «дочками» и после исчезновения РАО ЕЭС его бренд оставлять бессмысленно, полагает Андреев. Каждая из «дочек» холдинга (в том числе ФСК) уже успела создать свой бренд в зависимости от вида деятельности, говорит Нагога. И фирменное солнышко в разных цветовых исполнениях есть у большинства «дочек» холдинга.

Сохранение бренда РАО или его части важно только психологически, считает аналитик «Уралсиба» Матвей Тайц. После того как акции РАО ЕЭС исчезнут, инвесторы потеряют очень привлекательную бумагу и могут запутаться, в акции каких ОГК, ТГК и проч. им вкладываться теперь, отмечает Тайц. Если имидж РАО в виде бренда достанется ФСК, инвесторам будет легче определиться с выбором, полагает он.