А теперь Exxon

ExxonMobil, возможно, ждет участь Shell и ТНК-ВР – под давлением властей уступить «Газпрому» долю в крупном и сложном проекте по освоению российских недр
С.Портер

Вчера зампред правления «Газпрома» Александр Ананенков объявил, что концерн выступает против освоения российских недр иностранными компаниями – в том виде, в каком это происходит сегодня в проекте «Сахалин-1». Через пресс-службу он объяснил, что участие иностранцев привело к «откровенному ущемлению государственных интересов России, передаче им [иностранцам] контроля над проектами и попытке превратить потребителей газа на востоке России в бедных родственников, мимо которых пытаются пустить газ, который принадлежит им по праву».

Оператор «Сахалина-1» – ExxonMobil (30%), другие участники – «Роснефть» (20%), индийская ONGC (20%) и японская Sodeco (30%). ExxonMobil вложила около $6 млрд и планирует вложить еще столько же. Газ с «Сахалина-1» пока поставляется в Хабаровскую область. Но в прошлом году ExxonMobil подписала соглашение с китайской CNPC о поставках газа в Китай, что сильно не понравилось «Газпрому», который сам хочет продавать газ в Китай: Ананенков заявил на прошлой неделе в интервью японской Nikkei, что российское правительство запретит коммерческое производство природного газа в проекте «Сахалин-1», если его участники не согласятся продать всю продукцию «Газпрому» для продажи на внутреннем рынке.

Разные планы. Что не собирался покупать «Газпром», но все-таки купил

Ковыкта. «Газпром» не видит экономических причин для вхождения в проект разработки Ковыктинского месторождения», – заявил 2 июня пресс-секретарь Миллера Сергей Куприянов (цитата ИТАР-ТАСС). 22 июня «Газпром» подписал с ТНК-BP соглашение о покупке 63% в проекте, сделка еще не закрыта.

С Ананенковым вчера поговорить не удалось.

Все последние заявления – явное свидетельство того, что российский концерн хочет получить контроль над «Сахалином-1», уверен директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин, а все разговоры о потребителях Дальнего Востока – прикрытие.

«Газпром» вел переговоры с «Роснефтью» и Exxon о вхождении в «Сахалин-1», но не договорился, утверждает источник, близкий к руководству «Газпрома». А источник в аппарате правительства сообщил, что в правительстве лежит поручение из администрации президента «рассмотреть вопрос о целесообразности участия иностранных инвесторов в соглашениях о разделе продукции (СРП)» в целом. Окончательного решения еще не выработано, подчеркивает он.

В администрации президента наличие такого поручения опровергают.

Представитель «Газпрома» Сергей Куприянов отказался отвечать на вопрос, ведутся ли переговоры о покупке доли в «Сахалине-1». О таких переговорах не знает представитель ExxonMobil Диляра Сыдыкова – по ее словам, речь идет только о переговорах с «Газпромом» по поводу поставок газа и ее компания выберет «самый экономически выгодный вариант», не исключая и посредничество «Газпрома» при экспорте газа.

Представители «Роснефти», ONGC и Sodeco от комментариев отказались.

Расторгнуть СРП в одностороннем порядке можно только при условии серьезных нарушений со стороны инвесторов – например, при нанесении вреда экологии или необоснованном удорожании проекта, говорит источник в Минпромэнерго. И это еще надо будет доказать в суде. Можно расторгнуть СРП по согласию сторон, но это должно быть на выгодных для всех участников проекта условиях. По его словам, «Газпром» не обращался в Минпромэнерго с предложением изменить условия СРП.

Год назад «Газпрому» удалось договориться о получении контроля в операторе «Сахалина-2» Sakhalin Energy: действия Росприроднадзора, обнаружившего многочисленные экологические нарушения, подтолкнули иностранцев (Shell, Mitsui и Mitsubishi) к решению уступить долю «Газпрому».

ТНК-BP пообещала продать «Газпрому» 62,8% в «Русиа петролеум», владеющей лицензией на крупнейшее Ковыктинское месторождение, после того как Минприроды пригрозило отзывом лицензии из-за несоблюдения сроков разработки.

В 2007 г. на «Сахалине-1» прошло около 100 различных проверок, сообщает Сыдыкова, никаких нарушений не обнаружено.