Федеральных сетей в России нет

Тамбовское УФАС разработало критерий оценки того, имеет ли право торговая сеть называться федеральной. Главное – сеть должна работать во всех 86 регионах России
М.Стулов

Как рассказала «Ведомостям» пресс-секретарь Тамбовского УФАС Наталья Колодина, их возмутило, что торговые компании все чаще стали использовать в рекламе фразу «федеральная сеть». «Ее выделяют крупным шрифтом, на них делают ударение в радио- и телерекламе. В УФАС сочли, что такое противопоставление дает компаниям конкурентное преимущество», – говорит Колодина.

На прошедшем в конце декабря заседании Экспертного совета по применению законодательства о рекламе большинство членов проголосовало за то, что правомерным стоит считать употребление в рекламе слов «федеральная сеть» только теми компаниями, которые работают в каждом из 86 субъектов РФ. Теперь, по словам Колодиной, реклама в Тамбове будет проверяться на соответствие этому критерию. Если магазинов окажется мало, то такая реклама будет считаться недостоверной информацией, и рекламодателя могут оштрафовать на 40 000–500 000 руб.

Замруководителя ФАС Андрей Кашеваров отказался комментировать инициативу регионального управления, сославшись на то, что УФАС имеют право на самостоятельность. Тамбовская идея может быть растиражирована по России, считает Колодина: «Хороший опыт очень быстро все перенимают». С ней согласен и чиновник центрального аппарата ФАС: «В России нет прецедентного права, но в схожих случаях управления могут использовать опыт коллег».

Под запрет использования в рекламе слов «федеральная сеть» могут попасть все торговые компании. «Ведомостям» не удалось найти ни одной сети с магазинами в 86 регионах (см. таблицу). В «Техносиле» и «Эльдорадо» считают, что федеральной может считаться сеть, присутствующая более чем в 10 регионах. По словам представителей этих сетей Надежды Сенюк и Ильи Новохатского, это словосочетание «Техносила» и «Эльдорадо» в рекламе не используют, потому что «оно несет как плюсы, так и минусы – в регионах не все любят федералов, считая их москвичами».

«Мы рассматривали возможность использовать в рекламе слова «федеральная розничная», поскольку они добавляют веса компании, но позже отказались от этой идеи», – говорит пресс-секретарь «Связного» Елена Ноготкова. «Как они [УФАС] могут это запрещать? Как хочу, так и называюсь, по большому счету любая регламентация в терминологии бесполезна», – возмущается владелец розничной сети «Вестер» (в логотипе которой есть слова «федеральная сеть») Олег Болычев. Он ссылается на то, что даже Wal-Mart работает не в каждом штате США. Пока это инициатива Тамбовского УФАС, относиться к ней серьезно не стоит, считает управляющий партнер «Добронравов и партнеры» Юрий Добронравов. Юрист ожидает, что компании будут судиться с УФАС и ведомству придется доказывать в суде, что понятие «федеральная сеть» является недостоверной информацией.