Поедут на своих колесах

Нижегородская область стабильно показывает хороший рост инвестиций, особенно иностранных – в шесть раз за последние три года. Не везет ей только с зарубежным автопромом

В 2007 г. инвестиционный совет Нижегородской области одобрил проекты на сумму 325 млрд руб. По расчетам специалистов областной администрации, ожидаемое ежегодное поступление в консолидированный бюджет от этих проектов – более 6 млрд руб. Наиболее крупные программы – создание нижегородским заводом «Гидромаш» и немецкой Liebherr СП по выпуску авиакомпонентов, планы строительства завода землеройной техники Liebherr и завода по выпуску ампул немецкого концерна Schott, а также ЦБК финской Stora Enso. Уже создано СП по производству ПВХ «Сибур холдинга» и Solvin («дочка» бельгийской Solvay).

Многие иностранные инвесторы, придя в Нижегородскую область, не ограничиваются одним проектом, а запускают серию, как, например, Schott и Liebherr. Schott уже начал выпуск стеклоплит для холодильников и духовок совместно с AGC Flat Glass Europe (проект за 1,7 млн евро), а Liebherr заявила сразу два проекта. Для иностранцев это комфортная территория: местное законодательство предусматривает снижение для инвесторов налога на прибыль от 1% до 4% и отмену налога на имущество в течение пяти лет, а инвестиционные заявки – 104 дня против средних в российских регионах (от полугода до года и больше), говорит главный экономист УК «Финам менеджмент» Александр Осин. В рейтинге «Эксперта РА» по инвестиционному климату среди регионов РФ 2006–2007 гг. Нижегородская область занимает 15-е место и 6-е – по уровню инвестиционного риска ниже среднероссийского за последние 12 лет. Общий объем иностранных инвестиций за девять месяцев 2007 г. ($177 млн) превысил аналогичный период прошлого года в 2,3 раза, а за три года, по данным областного правительства, иностранные инвестиции выросли почти в шесть раз. Осин отмечает, однако, что есть куда расти: размер инвестиций в абсолютном выражении невелик. Например, в 2006 г. иностранные инвестиции в экономику Санкт-Петербурга составили $5,3 млрд, в Татарстане – $483,7 млн, а в Нижегородской области – $165,8 млн.

Есть факторы, которые сдерживают инвесторов. Одним из аргументов Toyоta и Nissan, отказавшихся строить свои заводы в Борском районе, был недостаток нормальной транспортной инфраструктуры. Бывший глава думского экспертного совета по иностранным инвестициям Алексей Лихачев говорил, что отсутствие дополнительных мостов через Волгу ведет к потере инвесторов. С иностранными автопроизводителями нижегородцам вообще не везет. Hyundai также рассматривала Нижегородскую область в числе возможных регионов для размещения производства, но в итоге предпочла Санкт-Петербург. А последняя неудача уходящего года – выбор PSA Peugeot Citroen, которая после продолжительных переговоров с областными властями 27 декабря объявила о размещении производства в Калуге.

Развитие автопрома в Нижегородской области идет по другому пути. Локомотивом стала группа ГАЗ. Ее штаб-квартира и менеджмент в конце года переехали в Нижний – поближе к Горьковскому автозаводу. Группа заявила о планах создания здесь крупного технологического и производственного кластера и уже расширила свой автокомпонентный бизнес. В этом году ее «дочка» RM Systems подписала соглашение о создании СП по выпуску радиаторов и теплообменников для автопрома с японской T. Rad, а также купила нижегородскую компанию «Сотекс» – производителя сидений для автомобилей.

Развитие торговли и промышленности подталкивает девелоперов делать вложения в строительство высококлассных логистических центров. В 2007 г. было объявлено о создании индустриального парка класса А общей площадью примерно 180 000 кв. м (его построит УК «Кстовский индустриальный парк»). Британский инвестфонд Raven Russia и московская группа «Авалон» собираются строить специализированный логистический центр по хранению бытовой техники площадью 220 000 кв. м. Об интересе к региону заявила транспортная компания «Евросиб»: она сейчас выбирает участок под терминально-логистический центр. Всего крупные девелоперы построят логистических комплексов площадью не менее 750 000 кв. м. Нижний Новгород замыкает на себе практически все транспортные коридоры, существующие в России, в том числе и международные, поэтому предпосылки для развития логистики более чем весомые, пояснил замдиректора по региональному развитию консалтинговой компании SMT Developments Павел Керпелев. А преподаватель кафедры управления цепями поставок Высшей школы экономики Петр Терентьев говорил, что компании, торгующие, например, аудио-, видео- и бытовой техникой, или фармацевтические сети заинтересованы создать в Нижнем региональные распределительные центры. Эти товары нетрудно доставлять авиатранспортом, при этом Нижний всего в 420 км от Москвы, но цена аренды палетто-мест на складах ниже. Эксперт связывал с этим возможную перспективу развития аэропорта Нижнего Новгорода (МАНН). Ожидания подтвердились: московское правительство выкупит допэмиссию МАНН на 2,4 млрд руб., средства пойдут на масштабную реконструкцию аэропорта.

Как отмечает Осин из «Финам менеджмента», Нижегородская область в последние два года стала в ПФО одним из лидеров по количеству инвестиционных проектов, уступая лишь Татарстану.