С рейтингом выше, чем у президента

Валерий Шанцев доказал нижегородцам, что он в губернии единственная власть. Для Нижегородской области он все равно что Путин для России, соглашаются эксперты и свидетельствует его высокий рейтинг

Нижегородский фонд «Открытая социология» в канун думских выборов впервые замерил личный электоральный рейтинг губернатора Валерия Шанцева. Рейтинг, как выяснилось, превысил 91% (Институт социологии РАН опросил в области 1200 избирателей 17–18 ноября). Шанцев для области все равно что Путин для России – он для населения и есть власть, объясняет старший научный сотрудник Института социологии РАН Александр Прудник. Правда, у Путина рейтинг – 87% (в декабре «Левада-центр» опросил 1600 человек из 128 населенных пунктов).

До прихода Шанцева-губернатора в Нижнем Новгороде было три центра влияния – областная администрация, приволжское полпредство и мэрия. Нижегородские элиты «сдались» Шанцеву, говорит эксперт московского Центра политических технологий Ростислав Туровский. В этом году губернатор окончательно расставил точки над i в отношениях с мэром Вадимом Булавиновым. Когда-то яркий самостоятельный политик, Булавинов, одержавший впечатляющую победу на последних выборах (почти 70% голосов в октябре 2005 г.), стал регулярно напоминать, что не собирается в отставку, – опровергал слухи, которые появлялись после очередного залпа критики со стороны губернатора. Шанцев жестко высказывается в адрес мэра по поводу недостаточных темпов жилищного строительства и недочетов в городском благоустройстве.

В июле Булавинов попытался было рассказать о дискриминации Нижнего при формировании бюджета-2008: доходы города сокращаются с 13 млрд до 9,2 млрд руб., пожаловался он прессе. «Я объяснил мэру, что у него все в порядке с бюджетом, и он пошел работать дальше», – сообщил Шанцев через несколько дней. Первый замминистра финансов области Людмила Старостина заверила, что все получено в точности по федеральным законам. Градоначальник больше не высказывал претензий, хотя собственные доходы городской казны ни на йоту не увеличились.

Тот факт, что мэр окончательно ушел в тень властного губернатора, соответствует российской тенденции, говорит Прудник. Мэр стал не более чем покладистым министром областного правительства по управлению Нижним Новгородом, считает эксперт. Булавинов теперь демонстрирует полное удовлетворение: область и город ушли от конфронтации, а рабочие несогласия решаются на личной встрече губернатора и градоначальника, сказал он «Ведомостям».

Издержка такой централизации – почти утраченное местное самоуправление, считает Прудник. В 2006 г. Шанцев провел через областной парламент закон, по которому землей свыше 200 га распоряжается областная администрация. Закон, как противоречащий действующему Земельному кодексу РФ, опротестовала областная прокуратура, но уже в начале 2007 г. поправили и федеральный закон, вспоминает зампред бюджетной комиссии городской думы Владимир Паченов. В Нижнем сейчас есть утвержденный гордумой генплан, но изменения в него постоянно инициирует область, сетует он, а гордуме остается лишь поднимать руки. Областному руководству это удобно – все предложения для инвесторов оказались в одних руках, говорит Прудник. Дружественный Шанцеву московский бизнес инвестирует в область, идет последовательное подчинение Нижнего Москве и очагов сопротивления этому не видно, констатирует Туровский.

Областной список «Единой России» пришедшие к согласию руководители территорий возглавили вместе: Шанцев шел первым номером, Булавинов – вторым. Шанцев стал одним из доверенных губернаторов, которым администрация президента разрешила использовать имя Путина в агитации за «Единую Россию». Соседями Шанцева в этом пуле были губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, московский градоначальник Юрий Лужков, глава Ивановской области Михаил Мень – всего 27 «избранных».

Тем не менее партия власти собрала в Нижегородской области меньше, чем в целом по России (60% против 64,8%). Электорат в Нижнем по-прежнему свободолюбив и независим, административный ресурс здесь не работает так однозначно, как, например, в Башкирии, объяснил Туровский.