Обнаружилась совесть у брата

Русские бандиты в голливудских фильмах – обычно заурядные жлобы. Однако режиссер Джеймс Грэй работает на новый имидж «русской мафии» в американском кино
outnow.ch

С тех пор как Арнольд Шварценеггер сыграл милиционера Ивана Данко, русский след в американском криминальном кино стал естественной приметой жанра. Но попыток сообщить что-то вдумчивое по поводу так называемой «русской мафии» почти не было. Русские, а точнее русскоязычные, бандиты выглядят как тупые уголовники, не заслуживающие разработанной киномифологии, какая есть, скажем, у итальянцев, китайцев и проч. Но в прошлом году вышли «Порок на экспорт» Дэвида Кроненберга и вот – «Хозяева ночи» Джеймса Грэя, фильм, между прочим, попавший в каннский конкурс прошлого года.

Грэй возвращается во времена, когда, собственно, тема и всплыла. Нью-Йорк конца 80-х. Преуспевающий управляющий ночным клубом Бобби Грин (Хоакин Феникс) работает на русского хозяина-эмигранта, связанного с наркомафией, и почитает босса почти как отца родного. Бандиты хотят, чтобы Грин участвовал в распространении наркотиков. В то же время его настоящий отец (Роберт Дюволл), шеф департамента полиции, и родной брат (Марк Уолберг), доблестный полицейский, с этой самой наркомафией ведут непримиримую войну. Все проблемы с выбором правильной стороны исчезнут, когда киллер совершит покушение на брата. Грин станет осведомителем полиции. А когда будет убит его отец, то и вовсе поступит на службу.

«Хозяева ночи» – фильм хмурый, дождливый, в котором победа хороших парней над плохими не приносит никакого облегчения или морализаторского удовлетворения. Это кино, претендующее на жизненную честность. Грэй особо и не скрывает, что ему хотелось бы заслужить сравнений с эпосами Копполы и Скорсезе, на которых он вырос. Но вряд ли надеется, что они будут в его пользу.

Делая фильм о мафии, Грэй тактично избегает карикатурности и излишней демонизации, хорошо понимает механику большого гангстерского стиля, отлично чувствует фактуру времени, знает, как, когда и сколько напустить надрывного пафоса, но не владеет главным – ритмом большого (во всех смыслах) кино. Он может сделать захватывающую автомобильную погоню, а потом сбить дыхание нудными и пустыми диалогами. Его «Хозяева ночи» сильны эпизодами и характерами, но никак не историей и идеей, остающимися на уровне шаблонов. В этом фильме очень много говорят, но ни разу не сообщают чего-то по-настоящему важного. Это скорее вполне достойные наброски к размашисто задуманной картине, чем сама картина.