Столица показала пример провинции

Широкополосным доступом в интернет (broadband) пользуются около 5 млн российских семей – почти столько же, сколько и коммутируемым (dial-up), подсчитали J’son & Partners и iKS-Consulting
М.Стулов

Куда расти. 68%

домохозяйств США имеют доступ в интернет, по данным Forrester Research

70,6%

интернет-пользователей США подключены с помощью broadband

В Москве пользователей широкополосного интернет-доступа стало больше, чем клиентов dial-up, еще в конце 2005 г. Сейчас, по данным J’son & Partners, коммутируемым доступом пользуются не более 5% столичных интернет-пользователей, а Comnews Research оценивает их долю еще ниже – в 4%.

Для того чтобы перелом произошел и в регионах, потребовалось два года. В течение 2007 г. общая численность пользователей broadband в России увеличилась на 53% до 4,9 млн, в результате их стало практически столько же, сколько dial-up-абонентов – 5,1 млн, подсчитал старший аналитик J’son & Partners Григорий Бецков. В I квартале 2008 г. broadband одержит победу окончательно, ожидает он. С Бецковым согласен аналитик iKS-Consulting Константин Анкилов: к марту количество абонентов широкополосного доступа сравняется с числом пользователей коммутируемого доcтупа – и тех и других будет по 5,2–5,3 млн, полагает он.

Жители регионов охотно переходят с dial-up на broadband, ведь они получают на порядок более высокую скорость доступа, продолжает Бецков. Максимальная скорость соединения по технологии коммутируемого доступа – 56 кбит/с, в то время как наиболее распространенная технология широкополосного доступа ADSL дает 8 Мбит/c, а FTTB (fiber-to-the-building, «оптоволокно до дома») – до 100 Мбит/с.

В регионах бум broadband-подключений, подтверждает директор департамента внешних коммуникаций «Связьинвеста» Олег Михайлов. По предварительным данным холдинга, в 2007 г. к широкополосным сетям доступа подключилось около 2 млн абонентов его компаний – почти в 3,5 раза больше, чем годом ранее (0,6 млн). Операторы «Связьинвеста» сами стимулируют абонентов переходить на broadband: их доходы от dial-up ежеквартально растут на 1%, а от широкополосных сетей – на 20–30%, объясняет Михайлов.

Число пользователей dial-up все время сокращается, соглашается президент «Комстар – Объединенные телесистемы» (торговые марки «Стрим» и МГТС) Сергей Приданцев. «Комстар-ОТС» (по данным J’son & Partners, занимает первое место по числу пользователей на broadband-рынке Москвы) за 2007 г. увеличил абонентскую базу в регионах на 70%, подключив 40 000 квартир, а в этом году рассчитывает как минимум на 100%-ный рост, говорит Приданцев. Всего в ближайшие четыре года «Комстар-ОТС» планирует потратить на региональную экспансию $120 млн (без учета приобретений).

В развитие широкополосных сетей в прошлом году вложились многие операторы, констатирует гендиректор «Корбины телеком» Александр Малис. «Корбина» – основной конкурент «Комстар-ОТС» в Москве – набрала в столице за девять месяцев 2007 г. более 150 000 broadband-пользователей, а сейчас совместно со своим акционером Golden Telecom строится в регионах (бюджет программы – $1,3 млрд). «Для людей, которые пользуются интернетом, разница в цене становится уже не концептуальной, а разница в качестве – высочайшая», – замечает он. По оценке Анкилова из iKS-Consulting, средний по России счет на квартиру, подключенную к широкополосной сети, сейчас составляет $10–15 в месяц, а к dial-up – $5–7 в месяц.

По итогам 2007 г. доходы broadband-провайдеров от обслуживания квартир более чем вдвое превысили доходы провайдеров dial-up ($864 млн и $400 млн соответственно), а с учетом доходов от корпоративных пользователей достигли $1,8 млрд, добавляет аналитик. При этом количество подключений будет увеличиваться еще долго: ведь доступа в интернет до сих пор лишены более 75% российских квартир, говорится в недавнем отчете канадской исследовательской компании Maravedis. Анкилов оценивает уровень проникновения услуг интернет-доступа в среднем по России всего в 18%.