Oт редакции: Мировой сантехник


Внешнеполитическая роль США – не мировой жандарм, а мировой ЖЭК в его советском варианте. Услуги некачественные, но больше обратиться не к кому. Визит Джорджа Буша на Ближний Восток, при сомнительном качестве конкретных результатов, напоминает о том, что США продолжают удерживать внешнеполитическую монополию.

В прошлом ноябре по итогам конференции в Аннаполисе Буш пообещал, что Израиль и Палестина подпишут новое мирное соглашение до конца его президентских полномочий. В ходе нынешнего визита Буш подтвердил обещание, а также высказал полную поддержку израильскому и палестинскому лидерам Ольмерту и Аббасу. Буш был очень осторожен в высказываниях, тем не менее он стал первым американским президентом, открыто заявившим о необходимости создания палестинского государства.

Можно, и не без оснований, рассматривать ближневосточные инициативы Буша как желание оставить след в истории, естественное для любого уходящего президента. Израиль и Палестина действительно могут выработать и подписать некое ни к чему не обязывающее соглашение «о продолжении переговоров» – многие эксперты считают проблему неразрешимой. С другой стороны, часто только люди, не знающие о неразрешимости проблемы, способны ее решить. Буш уже придал переговорам некую новую динамику и в случае продолжения мирных переговоров вполне может остаться в истории катализатором процесса.

Есть у визита и краткосрочное измерение: относительный успех благотворно повлияет на позиции республиканцев накануне президентских выборов в США, сгладив ощущение провальной внешней политики нынешней администрации.

Главное, что Буш может предъявить Америке: при нем страна не потеряла роли ведущей мировой державы, от нее по-прежнему многое зависит, и даже если ближневосточная операция не удастся – через некоторое время заинтересованные стороны все равно будут обращаться к США. Рынок внешнеполитических заказов Буш для США пока сохранил.