Pro Europa: Ответственность и прибыль


В декабре на острове Бали посланцы 187 стран «несколько продвинулись» по пути к соглашению, призванному заменить истекающий в 2012 г. Киотский протокол. Сложно сказать, станут ли успешными переговоры о новой экологической политике, – ведь людям несвойственно задумываться о проблемах до тех пор, пока они не коснутся их непосредственно. И потому усилия европейцев, упорно настаивающих на важности экологической повестки дня, удивляют многих. Но стоит ли удивляться?

Европа демонстрирует ответственный подход к экологическим проблемам, не имеющий ничего общего с альтруизмом, часто приписываемым борцам за сохранение окружающей среды. В 2006 г. на 27 стран – членов ЕС, произведших 26,9% глобального ВВП, пришлось 12,8% всего объема выбросов парниковых газов. С 2004 г. рост экономики ЕС более не требует роста потребления энергии (которое составляет 3,55 т нефтяного эквивалента на человека в год против 7,8 т в США). По сравнению с 1990 г. выбросы парниковых газов на душу населения упали на 12,4%; в промышленности на 1 евро продукции сокращение составило 16%, а в переработке отходов – 38% на 1 т утилизированного мусора. Лишь в сфере транспорта объемы выбрасываемого СО2 пока растут.

Смогут ли эти усилия переломить общую динамику? Конечно, нет. По прогнозу МЭА, потребление энергии в мире в 2004–2030 гг. будет расти на 1,8% ежегодно и темпы прироста в Азии (2,9–3,3% в год) перевесят европейские 0,2%. Понимают ли европейцы, что их более строгие стандарты удорожают продукцию и делают ее менее конкурентоспособной? Безусловно, понимают. Что же тогда заставляет их сохранять свою приверженность почти иррациональным целям?

На наш взгляд, два обстоятельства. С одной стороны, в ЕС сознают, что энергия сегодня становится дефицитной и в выигрыше будут те, кто создаст самые эффективные методы ее использования. Еще в 70-е гг. энергоносители в ЕС стали самыми дорогими в мире, и это изменило стратегии корпораций. Итог: в 2006 г. положительное сальдо ЕС в торговле автомобилями достигло 45 млрд евро ($66,4 млрд), а отрицательное сальдо США – $141 млрд. Ужесточая экологические нормы, европейцы стимулируют технологический прогресс, а от этого никто и никогда не проигрывал. С другой стороны, они понимают: чистые воздух и вода, естественное плодородие земли – не меньшее богатство, чем заводы и объекты недвижимости, и способны приносить не меньший доход. Именно поэтому в Европе привержены охране природы не абстрактной, а своей собственной. Здесь убеждены: это в XIX в. было выгодно властвовать над природой; в XXI в. выгоднее жить с ней в гармонии. И этим европейцы так отличаются от большинства из нас.