Тест на выживаемость

Четверть века назад Питер Фицжеральд ради собственной лаборатории пожертвовал возможностью начать семейную жизнь.

Питер Фицжеральд, младший научный сотрудник биохимической лаборатории Королевского университета в Белфасте, в 1983 г. собирался было обзавестись домом и семьей. Но потом решил потратить все свои сбережения на оборудование для небольшой лаборатории. Сейчас его детище – одна из самых перспективных компаний Северной Ирландии А создать семью Фицжеральду удалось лишь через 16 лет.

Такое самопожертвование ради бизнеса выглядит несколько эксцентрично. Но Фицжеральд убежден, что вера в себя является отличительным признаком предпринимателя. В течение первых 10 лет Фицжеральд не получал нормальной зарплаты: «Я платил себе столько, сколько было необходимо, чтобы выжить. Все, что зарабатывали, мы вкладывали в бизнес».

Единственным источником финансовой помощи, к которому мог прибегнуть Фицжеральд, были банк Ольстера, предоставивший ему ничем не обеспеченный кредит в размере £30 000, и родители. «Первые несколько лет приходилось очень тяжело. Нам случалось бывать на грани банкротства. Но нужно верить, что ты можешь выкрутиться, и продолжать продавать», – утверждает Фицжеральд.

Randox полностью контролируется семьей Фицжеральда. Ему самому принадлежит 98% акций. Еще 2% – его родителям. Но Фицжеральду не нравится, когда его бизнес называют семейной компанией. «Мы частная компания», – говорит он. Семейными предприятиями руководят только члены семьи. В случае Randox это не так, утверждает Фицжеральд. В совет директоров компании входят члены семьи, но лабораторией руководит не совет, а правление. Оно состоит из топ-менеджеров, отвечающих за ключевые направления деятельности компании: юридические вопросы, маркетинг, производство. Фицжеральд уверен, что у менеджеров достаточно мотивации, несмотря на то что никто из них не владеет акциями компании.

«Мы никогда не испытывали необходимости предлагать им акции. Нужно правильно обращаться с людьми и донести до них, чего ты хочешь добиться», – говорит он. Но сохранение контроля над компанией требует тонкой балансировки, уточняет он. « Чем больше продуктов мы разрабатываем, тем больше у нас шансов. Но в отделе продаж у нас работает 120 человек, есть риск, что они не смогут продать все, что мы произведем», – считает Фицжеральд.

Сейчас Фицжеральд рассматривает возможность сотрудничества с партнерами по разработке ряда продуктов. Но это не означает, что он готов отказаться от контроля. «В мире становится все меньше производителей качественной диагностической продукции, и во многом мы создаем культуру производства. На это нужно время. Это не текстильная промышленность, а высокие технологии. Здесь требуется дисциплина. Нам никогда не приходило в голову привлечь подрядчиков», – говорит он.