Новинки книжных развалов:

Сотовый ответ

Без бумажки ты букашка, но случаются бумажки длиной 30 м: распечатки многомесячных этапов, которые надо пройти предпринимателю для регистрации небольшого предприятия. Этот апофеоз бюрократизма производит неизгладимое впечатление, когда читаешь книгу директора Института свободы и демократии Эрнандо де Сото, посвященную переходу Перу к рыночной экономике.

Прекрасный перевод Бориса Пинскера позволяет разглядеть в этом фолианте не столько призыв к рыночным реформам, сколько вдумчивое их исследование. Сото, по собственному признанию, «вдребезги разбивает все гипотезы», которые выдвигают против рыночных реформ сторонники и хулители опыта Запада. Что же ценного можно почерпнуть из исследования?

Например, рекомендации о том, как строить взаимоотношения между бизнесом и государством в переходной экономике. Есть там предложения о сокращении количества «бумажной работы, производимой правительством»: ученый предлагает «увязать программы сокращения бумагооборота с распределением бюджета – чем меньше волокиты, тем меньше бюджетных средств» и сделать «бюрократическую деятельность гласной». А над одним выводом придется поломать голову. С одной стороны, по утверждению автора, инициировать реформы «можно только в том случае, если в их поддержку выступает глава государства»; а в развивающихся и бывших коммунистических странах только он и его ближайшее окружение «могут привлечь внимание к реформам и обеспечить подавляющую политическую поддержку, необходимую для преодоления упорной инерции статус-кво». С другой стороны, по мнению де Сото, элита и чиновники «изначально предрасположены к сопротивлению даже мелким изменениям».

Между главой государства и бюрократами есть третья сила, с которой вынуждены считаться обе стороны, – это представители теневого бизнеса. «Новый деловой класс является весьма ценным ресурсом: это человеческий капитал, необходимый для экономического взлета, – пишет ученый. – Он помог выжить тем, кто не имел ничего, и служил аварийным клапаном для сброса социального давления». Но рядом с ним, по мнению де Сото, припеваючи живется тем, кто вошел в «перераспределительные синдикаты» – «политические и экономические группы, стремящиеся добиться от правительства распределения в пользу своих членов». Ярчайший пример тому – бизнес сверхбогача планеты Карлоса Слима, начинавшего скромно – с создания ассоциации деловых людей с названием «Свободное предпринимательство», а в итоге оттяпавшего у конкурентов жирные куски бизнеса с помощью политиков, включая всех последних президентов Мексики.