Передача власти: Новое слово «реформа»


Движение российской политики, поставленное на паузу в период новогодних каникул, возобновилось; сюжет продолжает развиваться в направлении хеппи-энда мартовского голосования на выборах президента. Однако на стоп-кадре разряженного политического пространства начала января более четко проступили некоторые до того не очень очевидные, но весьма важные черты процесса передачи власти.

Так, в приходящих в последние дни и недели информационных сообщениях о телодвижениях на властном олимпе все чаще и достаточно активно, чтобы признать это не случайностью, а тенденцией, звучит слово «реформа».

Фактически вышли из тени планы преобразований, которые в ближайшее время могут произойти в налоговой системе. Полуофициально подтверждены проекты реформирования единого социального налога. Заявлено о перспективе перехода уже с 2009 г. к новому единому налогу на недвижимость, ведущему к существенному повышению «бремени собственности» для граждан. Возобновление активной дискуссии и принятие решений о возможности реформирования НДС или его замены налогом с продаж, по-видимому, тоже не за горами.

Одновременно Дмитрием Медведевым официально признаны необходимость принципиальных изменений в пенсионной системе и начало процесса подготовки к таким изменениям. Кроме того, кандидат в президенты России пообещал в ближайшее время обнародовать основные положения своей предвыборной программы, в которой, вполне возможно, могут обнаружиться и другие проекты не менее масштабных и сложных реформ.

Складывающаяся ситуация позволяет по-новому взглянуть на целый ряд вопросов как непосредственно предстоящего финального этапа президентской избирательной гонки, так и общих перспектив развития российской политики в ближайшие годы.

С точки зрения предвыборной кампании в конце декабря, казалось бы, были сняты все вопросы и неопределенности. Игра в пас между Медведевым и Путиным и согласие действующего президента принять предложение преемника занять пост председателя правительства вроде бы предопределили и итог выборов, и главный лозунг кампании: «Медведева – в президенты, Путина – в премьеры». Теперь же собственно электоральный результат предстоящего голосования так и остается очевидным, но вот повестка избирательной кампании и политическое содержание результата меняются.

Появление в предвыборном информационном и политическом пространстве представления о пакете планируемых существенных социально-экономических реформ создает возможность их обсуждения и кандидатами в президенты, и обществом. Лозунг «плана Путина», который был выдвинут и зафиксирован на выборах 2 декабря, начинает конкретизироваться, расшифровываться и превращаться в некую программу действий, которую избирателям и предстоит одобрить в марте. Одобрить наряду с кандидатурой Медведева, а то и в первую очередь. Тем более что в случае гипотетических кризисных социально-экономических тенденций, связанных с влиянием, например, глобальной экономической конъюнктуры, понимание и принятие обществом на выборах конкретного плана реформ будет важным фактором, снижающим социальную и политическую напряженность.

В целом появление на выборах хотя бы некоторой возможности такого содержательного обсуждения будущего, обсуждения программы действий, которую тандем Путин – Медведев собирается реализовать, в любом случае позитивно. Вопрос только в том, до какой степени предстоящие планы власти будут раскрыты и в какой степени за оставшееся время возможностью публичной дискуссии воспользуются другие претенденты, политические партии, бизнес и общество в целом.

Не менее интересно посмотреть в новом свете и на более общие перспективы развития политической ситуации в стране в ближайшие годы. В декабре года минувшего в обсуждении этих перспектив наиболее популярным было изучение вопроса о том, как в новой системе «двоецарствия» Путин и Медведев будут делить между собой полномочия. Получит ли премьер-министр контроль над силовиками, будут ли ограничены теми или иными процедурами и законодательными новациями полномочия президента, кто к кому будет ходить на прием и так далее, и тому подобное.

Однако если теперь действительно становится понятно, что «программа преемственности» предполагает проведение довольно большого количества сложных реформ и не всегда популярных решений, то не менее, а то и более важным вопросом становится не то, как делить полномочия, а то, как делить в дуумвирате политическую ответственность за предстоящие реформы. Как делить политические дивиденды в случае успеха или шишки народного неудовольствия при неудовлетворительных результатах предполагаемых реформ.

Ясности в этом вопросе сейчас нет, да и практически быть пока не может. А это значит, что существует вероятность появления в перспективе ближайшего года или двух в российском политическом лексиконе новых терминов. Наряду с понятием «план Путина» может появиться определение «реформы Медведева». В том случае, если социально-экономическая ситуация будет развиваться не очень успешно, именно на «медведевские реформы» может лечь вся полнота соответствующей ответственности. Или же, напротив, успех планируемых социально-экономических преобразований позволит третьему президенту России создать на базе реформ своего имени принципиально новые и более устойчивые основы собственной легитимности.

С каким оценочным знаком и какой интонацией будет звучать года через два возглас «медведевские пенсии», мы пока не знаем. Но уже сейчас становится понятно, что устойчивость новой системы власти в стране, так же как и перспективы политической преемственности в 2012 г., будут, скорее всего, определяющим образом зависеть от той программы реформ, на которую российская власть, похоже, уже решилась и некоторые конкретные параметры которой мы услышим еще до голосования 2 марта.