Провокационный совет


Российский МИД расценил как «преднамеренную провокацию» отказ Британского совета свернуть работу своих филиалов в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

В середине декабря прошлого года МИД потребовал, чтобы с 1 января совет закрыл свои региональные представительства в России. Российские дипломаты заявили, что Британский совет фактически работает на территории консульских учреждений Великобритании в этих городах, что противоречит Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. Получается, что сотрудники неправительственной организации фактически пользуются дипломатическим иммунитетом, не имея на это права, говорит ведущий научный сотрудник Центра международно-правовых исследований Николай Костенко. Правда, в декабре министр иностранных дел Сергей Лавров уточнял, что требование МИДа – ответ на позицию Лондона по «делу Литвиненко».

Филиал Британского совета в Екатеринбурге возобновил работу 9 января, а отделение в Санкт-Петербурге – 14 января.

В связи с этим в понедельник на Смоленскую площадь был вызван посол Великобритании в Москве Тони Брентон. По окончании встречи Брентон заявил журналистам, что Британский совет работает в России на совершенно легальных основаниях, свою деятельность продолжит, а любые действия против него будут нарушением норм международного права. В свою очередь, МИД распространил заявление, в котором указывается, что в ближайшее время будут осуществлены необходимые процедуры по взиманию налоговой задолженности отделения совета в Петербурге. Кроме того, не будут выдаваться визы новым сотрудникам, направляющимся на работу в генконсульства в Петербурге и Екатеринбурге для обеспечения деятельности совета, и продлеваться аккредитация нынешним.

«Эскалация конфликта вокруг работы Британского совета в России неизбежно затронет отношения России и Евросоюза в целом», – отмечает ведущий научный сотрудник МГИМО Андрей Загорский.